• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Возвращение мэра

Реклама на dsnews.ua

Отпускной скандал киевского мэра закончился так же неожиданно, как и начался. Еще в минувший понедельник днем Президент расхаживал по Киеву в сопровождении Игоря Шовкуна, а уже вечером упразднил свой указ о его назначении и. о. столичного мэра и вернул эту должность прежнему владельцу. Правда, эти два состояния киевской власти разделяет личная беседа Кучмы и Омельченко. О чем и в каких тонах говорили Александр Александрович и Леонид Данилович, наверняка мы не узнаем никогда.

Кучма о содержании беседы отчитываться не стал. Омельченко тоже особо не распространялся, сообщил лишь, что о его любимом политическом проекте — блоке "Єдність" — не было сказано ни слова. Впрочем, в то, что о "Єдності" на встрече речи не было, верится слабо. Разве что мэр и Президент достигли такого уровня взаимопонимания, что слова им больше не нужны. Как бы там ни было, но из высокого кабинета Омельченко вышел уже не поверженным врагом Президента, а действующим градоначальником, покаявшимся и получившим прощение гаранта, которое Леонид Данилович сопроводил весьма яркими и прозрачными комментариями: мол, теперь Сан Саныч понял, что "с шашкой на коне в этот час ничего не сделаешь", и будет работать, "а не заниматься политикой... от которой никто не получает удовлетворения или другого позитива".

Определить победителя и побежденного в этой истории невозможно, так как каждая из сторон понесла потери. Омельченко добился отмены президентского указа, но для этого ему дважды пришлось выпрашивать прощение у Президента и пойти на определенные уступки. Кучма вроде бы проиграл. Подписывать непопулярные указы как-то нехорошо, а отменять их — еще хуже.

Вместе с тем глава государства добился своего: показал горделивому киевскому градоначальнику, а заодно и всем региональным лидерам, кто в доме хозяин. Омельченко сопротивлялся, защищаясь законом о столице, но как-то слабо. Чрезвычайная сессия Киеврады, по сути, стала самой громкой акцией протеста. Высказывания мэра в период двоевластия чрезвычайно корректны, как для Сан Саныча. Никакой публичной агрессии по отношению к Президенту, ни тем более многотысячных уличных акций, которые горячие головы из окружения градоначальника предлагали организовать... Все поведение Омельченко свидетельствует о том, что он не собирался переходить в оппозицию и сжигать мосты, а надеялся на милость гаранта. И она случилась.

Леонид Кучма на примере Александра Омельченко, самого юридически защищенного городского головы в стране, наглядно продемонстрировал, кому принадлежит реальная власть в Украине и что такие мелочи, как избрание на должность, не могут дать региональному лидеру независимости. Все под Президентом ходят: захочет — снимет. Именно в данном контексте историю с Сан Санычем вряд ли можно считать законченной, ибо все может повториться, к примеру, уже после выборов, если на то будет воля Президента.

Единственным, кто извлек дивиденды из отпускного конфликта, можно считать Владимира Литвина. Глава Администрации Президента проявил благородство, взяв на себя миссию миротворца, и показал себя грамотным и мощным аппаратным игроком. Правда, обернись скандал по-другому — Литвин все равно оказался бы в выигрыше — мол, предлагал Омельченко спасательный круг, но тот, гордый дурак, побрезговал и пошел ко дну.

Кому в данной ситуации не позавидуешь, так это Игорю Шовкуну. Он, по сути, оказался разменной фигурой. В списке "Демсоюза" г-н Шовкун 20-й, и шансы на попадание в парламент у него весьма призрачные. Формально Омельченко оставил его на прежней должности, но в кулуарах мэрии предвкушают месть. Поговаривают, что Шовкуна решено так завалить внутриаппаратной, бумажной работой, что в своем кабинете ему придется проводить по 12 часов в сутки, а для предвыборной агитации Александр Александрович пообещал ему оставить субботу и воскресенье. Кроме того, Игоря Васильевича существенно могут урезать в полномочиях. Так, до сих пор он был одновременно заместителем Омельченко и начальником управления экономики. Теперь же он останется только замом. Единственное, чем может утешить себя Игорь Васильевич, так это внезапной всенародной известностью. До 11 февраля он был лишь одним из 15 замов киевского головы, которого в лицо узнавали только подчиненные да журналисты муниципальных СМИ. А теперь его облик известен каждому прохожему.

Реклама на dsnews.ua

И все же ситуация при всей якобы ясности выглядит уж очень необычно. Поверить в то, что Президент вот так просто взял да и подписал два прямо противоположных указа, очень сложно. Многие аналитики говорят, что в Администрации Президента что-то не просчитали. И постарались побыстрее замять конфликт, но при этом попробовали получить максимум дивидендов. Мы снова подходим все к тому же вопросу. Так о чем же все-таки говорили Президент и Омельченко?

В первую очередь о выборах. В прошлом номере "ДС" уже писала, что причиной внезапной опалы Сан Саныча могло быть желание поднять рейтинг "Єдності", отобрав при этом голоса у "Нашей Украины". Но результат оказался противоположным. Если верить социологическим опросам, то популярность блока Омельченко действительно пошла вгору, но падать при этом начал вовсе не рейтинг Ющенко, а и без того скромные показатели "ЗаЕдУ". Поэтому, по одной из версий, Сан Санычу вернули его "политическую погремушку", а он начал уверять, что все издаваемые ею звуки — возгласы в поддержку Президента.

При этом предвыборные штабы "Єдностi" работают в прежнем режиме — разговора о том, что партия приостанавливает свою агитационную работу, нет. Дело в том, что при такой агитации у партии практически нет возможности победить. Все пропагандистские силы сконцентрированы в Киеве, в то время как на электоральном поле в регионах всходы "Єдності" действительно единичны.

Еще одним пунктом могла стать договоренность об урезании действительных полномочий мэра после его повторного избрания. Например, Омельченко будет вынужден пополнить ряды своих замов президентскими выдвиженцами или пересмотреть последствия админреформы. Это уже вопрос денег. Когда сокращали количество районов, всю их собственность отдали в ведение муниципалитета, а затем новообразованным админединицам раздавали из общего котла. Но отдали не все. Районы, которые возглавили "чужие" Омельченко люди, недосчитались многих довольно прибыльных мест. Тот, кто склонен считать это мелочью, недостойной внимания высшего руководства, ошибается. Только в случае центральных районов Киева речь идет о нескольких десятках миллионов гривень ежемесячных поступлений в бюджет. Не исключено, что прибыльную собственность Омельченко вынудят отдать. Еще одно. Вполне реально, что Александр Александрович заверил: никакого горисполкома он создавать не будет. Все останется как есть.

Что же ждет главного героя отпускного скандала? Александра Омельченко вновь изберут городским головой. Правда, столь оглушительной, как в прошлый раз, его победа уже не будет.

Соцопросы показывают, что сейчас за Сан Саныча готовы проголосовать 55–60% киевлян (падение на 10–15%). Этого вполне достаточно для избрания, но явно мало, чтобы гордиться победой и, раздувая щеки, говорить о доверии подавляющего большинства обитателей столицы. А там, глядишь, можно и преемника подыскать...

    Реклама на dsnews.ua