• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Игорь Литовченко: "Акционеры "Киевстара" довольны темпами роста, а я — нет"

Реклама на dsnews.ua

ДС — Как вы оцениваете Закон "О телекоммуникациях", принятый парламентом в начале ноября?

— В целом закон можно оценить положительно: он устанавливает четкие и прозрачные правила игры на рынке. Одним из краеугольных моментов нового закона является то, что в нем четко прописаны механизмы взаимоподключений и взаиморасчетов между операторами. Уже не будет такого, чтобы все бремя платежей ложилось на кого-то одного. И если "Укртелекому", например, надо включиться в сеть какого-то оператора, он должен платить наравне с другими участниками рынка. То есть наконец-то законодатели официально отменили существовавший прежде статус монополиста, и "Укртелеком" станет таким же акционерным обществом, как и другие телекоммуникационные компании. Единственное, что мне категорически не нравится, — депутаты узаконили CDMA как мобильную связь. На сегодня эту технологию разрешено использовать в Украине как радиодоступ, в рамках действия одной базовой станции. В новом же законе зона использования телефона CDMA ограничивается "рамками действия одного коммутатора", но ведь коммутатор может быть один на всю страну. Теперь все будет зависеть от того, как поступит в этой ситуации Госкомсвязи. Причем нельзя забывать, что, согласно международным рекомендациям, Украина входит в зону, в которой Международный союз электросвязи рекомендовал развивать GSM. Что, кстати, и делается во всей Европе.

ДС — А как же ваша позиция соотносится с тем, что "Киевстар" подал заявку на лицензию CDMA-450?

— Оба крупнейших оператора подали такие заявки в Госкомсвязи и ожидают ответа. Но сейчас в 450-м диапазоне есть место только для одного оператора, конверсия же будет стоить очень дорого. Мне сложно предсказать, на чью сторону станет Госкомсвязи. Думаю, что будет тендер. Если честно, поставив себя на место руководителя Госкомсвязи, я бы не стал давать лицензию ни одному, ни другому лидеру: дополнительно усиливать кого-то одного — недальновидно. Логичнее было бы выбрать кого-нибудь третьего, обладающего достаточными инвестициями. Для "Киевстара" развитие CDMA-450 будет интересно только тогда, когда появятся двустандартные (GSM/CDMA) терминалы — производители уверяют, что это должно произойти довольно скоро. Развивать же указанную технологию отдельно "Киевстар" считает бесперспективным.

ДС — В сентябре операторов мобильной связи законодательно обязали отменить плату за входящие звонки. Но Закон "О телекоммуникациях" позволяет "отыграть" ситуацию. Как вы оцениваете данную услугу и ее перспективы?

— После 19-го сентября нагрузка на сеть значительно возросла. Предвидя это, мы в экстренном порядке увеличивали пропускную способность соединений между нашей сетью и сетями "Укртелекома" и "Утела". Проблему удалось решить за двое суток. Сейчас ропускная способность соединительных линий возросла приблизительно в два раза — это с запасом. Доходы у нас после внедрения СРР (Calling Party Pay) не упали. У нас идет перекос трафика на нашу сеть, например, с сети UMC на нашу поступает на 15–20% трафика больше, чем от "Киевстара" к ним.

Если мы двигаемся в Европу и стремимся в ВТО, то принцип СРР надо сохранить. Мы планируем оставить "бесплатные входящие", но это в большой мере зависит от государства. Ведь стоимость звонка с фиксированного на мобильные номера не в полной мере компенсирует затраты мобильных операторов. 1 гривня за минуту — слишком малая сумма, ее необходимо повысить хотя бы до 2 гривень. И делить между операторами согласно участию в технологическом процессе — это логично и законно.

Реклама на dsnews.ua

Кстати, наши норвежские коллеги, когда узнали, что режим СРР был запущен за две недели, очень, мягко говоря, удивились. В то, что это удастся сделать за такой короткий промежуток времени, — никто не верил. Но успели.

ДС — В связи с отменой оплаты входящих звонков были ли случаи отказа абонентов от "прямых" номеров?

— Около 10% абонентов "Киевстара", владеющих "прямыми" номерами, отказались от этой услуги. Всего у "Киевстара" около 200 тыс. "прямых" номеров в различных городах страны, из них задействовано 120 тыс. Сейчас мы думаем, что делать с резервом. В силу ряда причин номерной ресурс разбросан по различным АТС, по разным городам, и собрать их воедино достаточно сложно. А эту проблему нужно решать в комплексе. Плюс Госкомсвязи заморозил на некоторое время выдачу "прямых" номеров. Если у оператора есть "прямые" номера и он желает развивать фиксированную связь или другой бизнес, тогда вопросов нет — надо их оставлять. Однако уже сегодня к нам приходят абоненты и спрашивают "прямые" номера, понимая, что это на самом деле выгодно — таким образом, у абонента появляется возможность дополнительно управлять своими средствами, самостоятельно принимая решение, с каких номеров принимать входящие бесплатно, а за какие вызовы платить самому.

ДС — Как вы оцениваете работу "Киевстара" и каких изменений ожидать?

— Тут есть два момента, две стороны одной медали. С одной стороны, мы сейчас показываем действительно блестящие результаты. "Киевстар" является ведущей компанией рынка практически по всем показателям. И все же компания развивается не так быстро, как мне бы хотелось. Я уверен, что мы способны на большее. При этом за третий квартал доход "Киевстара" достиг 258 миллионов долларов, тогда как за весь прошлый год — 249 миллионов. То есть мы уже сегодня далеко превзошли результаты прошлого года. Чистая прибыль составила 63 миллиона долларов. Мы выполняем бюджет, бизнес-план, план по покрытию и введению новых услуг. Акционеры работой "Киевстара" очень довольны, а я — нет. Я считаю, что мы стали жертвой собственного успеха, слишком расслабились и, как результат, затормозились в развитии.

ДС — И что же в связи с этим вы и руководство компании собираетесь предпринять?

— В компании происходит реструктуризация, в том числе и маркетингового направления. Цель изменения маркетинговой политики — усиление продаж. Маркетинг будет больше направлен на потребителя, тогда как раньше он был сориентирован на тот продукт, который мы выводили на рынок. Но речь не идет об изменении подходов к работе. Мы останемся, как и в начале своей деятельности, прозрачной компанией, которая если обещает, что услуга стоит какую-то сумму, то так оно и есть.

ДС — Чего вы ждете от рынка в следующем году?

— На мобильном рынке рост будет достаточно большой. Думаю, в 2004 году появится третий оператор. Если рассматривать претендентов, то нужно учитывать несколько факторов. Главное, ни у кого из потенциальных "третьих" нет крупного западного акционера-оператора. И в то же время ему жизненно необходим приток дополнительного капитала. Инвестиции, которые позволяют себе местные банки, не могут быть долгосрочными. А учитывая сложившуюся тенденцию к понижению стоимости звонков, это растягивает доходность инвестиций по времени. Не уверен, что в Украине найдется много банков, способных выложить сотни миллионов долларов на длительный промежуток времени. Поэтому целесообразно использовать различные механизмы привлечения капитала, как, например, поступает "Киевстар". Но для того чтобы это делать, чтобы вам поверили и вы получили "дешевые" деньги на рынке, среди ваших учредителей как минимум должна быть крупная международная публичная компания, которая имеет солидный опыт работы в сфере связи.

Когда не было "бесплатных входящих", мы ожидали третьего оператора с предложением СРР и опасались этого. Тогда у него был шанс достаточно быстро набирать абонентов. Если же сегодня "третий" выйдет на рынок и станет демпинговать, от этого не выиграет никто. Подобный пример есть в России, где "МегаФон" вышел с демпинговым предложением. Да, они действительно стали третьим оператором, набрали какое-то количество абонентов, но их доходность достаточно невысока. Мне сложно сказать, как и в какие сроки они будут возвращать инвестиции, а тем более — выплачивать дивиденды своим акционерам. Впрочем, шанс начать есть всегда. Так что единственное, что могу сказать по этому поводу, поживем — увидим…

Беседу вел Андрей Коваль ДС

    Реклама на dsnews.ua