• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Нефтяная конфискация. Десятилетний спор вокруг СП Лисичанского НПЗ перерос в скандальный арест украинского самолета

Реклама на dsnews.ua

1 июня на военной авиабазе Гузбей (Ньюфаундленд, Канада) был конфискован самолет АН-124 "Руслан" госкомпании "Авиалинии Украины". Арест произошел по решению апелляционного суда Стокгольма от 30 мая 2003 г. по иску кипрской компании TMR Energy против ФГИ Украины с обвинением в нанесении ущерба на сумму $42 млн. TMR считает, что пострадала при модернизации и эксплуатации Лисичанского НПЗ украинскими СП "Бисмарк" и ООО "Лисойл".

СП "Бисмарк" было создано в 1992 г. Лисичанским НПЗ Госкомнефтегазпрома Украины и швейцарской компанией Mark Rich+Co AG, крупнейшим в то время нефтетрейдером стран бывшего СССР (до переименования в 1993 г. на Glencore Inc. ежегодный объем продаж нефти этим, тогда основным, иностранным инвестором Лисичанского НПЗ превышал 70 млн т). В задачи СП входило обеспечение НПЗ нефтью. В начале 1993 г. в процессе переименования и внутренней реструктуризации компании Mark Rich+Co AG она передала принадлежащую ей долю в СП "Бисмарк" своей дочерней компании на Кипре TMR Energy, после чего указанное СП было переименовано на ООО "Лисойл". Наряду с другим СП завода, компанией "Лиспол" (учрежденной с итальянской Plantex), ООО вошло в число наиболее перспективных инвестпроектов того времени.

В конце августа 1993 г. "Лисойл" и Лисичанский НПЗ заключили договор о модернизации и эксплуатации мощностей, что фактически включало завод в группу предприятий Марка Рича. Помимо крупнейших сахарных и алюминиевых трейдеров, в эту группу тогда входили уникальные Ярегские месторождения высоковязкой нефти и титано-магниевых солей в российской Республике Коми (СП "Ухтойл"), Волгоградский НПЗ (СП "Волгойл"), Бакинский НПЗ (СП "Интеройл"), а также не менее десятка заводов металлургии свинца и цинка в различных странах. Однако в конце 1993 г. Кабинет Министров провел корпоратизацию НПЗ и создал ОАО "ЛиНОС". В ходе акционирования половина уставного капитала ООО "Лисойл", ранее принадлежавшая заводу, перешла к Фонду госимущества. Из решения Стокгольмского суда следует, что ФГИУ 10 лет назад выступил преемником завода в капитале ООО, учрежденного с TMR Energy, но не унаследовал обязательств Лисичанского НПЗ, в том числе обязательств по вышеуказанному контракту по модернизации.

В частности, согласно решению суда, Фонд нарушил положения учредительного договора "Лисойл" в части обязанности сторон "не осуществлять никаких действий, которые могут нанести ущерб интересам ООО "Лисойл" или другой стороны, а также не содействовать осуществлению подобных действий третьими сторонами и не допускать бездеятельности в случае таких действий". Исходя из этого решения, нынешний арест самолета Ан-124 вызван необходимостью погашения TMR Energy $42 млн убытков, вызванных пассивностью ФГИУ в случае действий третьих сторон.

Уточняя причины ареста украинского имущества по иску суда, глава ФГИУ Михаил Чечетов высказал убеждение, что иск кипрской компании безоснователен: "Наша апелляция ареста Ан-124 будет рассмотрена уже в августе… Фонд не может быть ответчиком по этому контракту, поскольку не стоял у истоков основания СП. С этим согласна и сама TMR Energy. Эта компания отозвала свой иск на имя государства Украина, выдвинув иск только к ЛиНОСу, однако суд отклонил иск в адрес завода и объявил виновным в нанесении $42 млн убытков ФГИУ", — заявил г-н Чечетов.

На фоне этого заявления главы ФГИУ, дипломатично не указавшего "третью сторону", нанесшую ущерб кипрской компании, необходимо напомнить реальную хронологию событий, последовавших после начала спора о срыве контракта "Лисойл". В 1993 г. корпоратизация Лисичанского НПЗ в ОАО "ЛиНОС", как водится в Украине, вошла в период "профилактической" стагнации, предваряющей приватизацию, после чего в конце 90-х гг. 67% акций завода были проданы российской ТНК за $30 млн.

При этом TMR Energy, настаивающая сейчас на взыскании с Украины $42 млн, тогда в числе кандидатов на покупку акций завода не фигурировала. Это выглядело несколько странным — другие крупные кредиторы НПЗ ("Агромкомплес" и "Нафта К") готовы были ради возврата с своих денег взять акции. Кипрский инвестор интереса к акциям завода не проявлял. Однако в начале 2003 г. ТНК в ходе слияния с международным нефтегигантом ВР начала реформу своих активов в Украине, в результате чего 1 июня активы Лисичанского НПЗ были переданы на баланс нового владельца — ОАО "ЛиНИК". И, вероятно, по простому совпадению, спустя месяц после решения о передаче имущества НПЗ на баланс новой компании, "бородатый" десятилетний конфликт между ФГИУ и TMR Energy вдруг оживился. При этом заявлений кипрских трейдеров о желании возвратиться на завод как не было, так и нет.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua