Политическое или нефтегазовое убийство?
Убийство Владимира Евстратова, шестого номера в предвыборном списке Всеукраинской партии трудящихся, сразу же попытались связать с политикой. Однако партия, рейтинг которой, согласно соцопросам, не дотягивает даже до 1%, безусловно, не является серьезной политической силой, устранение которой могли бы желать конкуренты. А вот сам Евстратов — серьезный бизнесмен, и в его работе, как и любого другого крупного бизнесмена, часто могли возникать конфликтные ситуации.
Кстати, после убийства никто почему-то и не вспомнил, что летом прошлого года он попал в автомобильную аварию, в результате которой стал инвалидом. Тогда, естественно, о предвыборной борьбе ВПТ никто и не думал.
В политическую версию менее всего склонны верить и правоохранительные органы. "Убийство было совершено на почве экономических отношений между партнерами по бизнесу", — заявил начальник УМВД Украины в Ивано-Франковской области Богдан Керницкий. Однако МВД пока не заявляло о конкретных подозреваемых. А мы на основе открытой информации попытаемся вникнуть в то, чем же занимался убитый. Упоминание в этой статье партнеров Евстратова по бизнесу ни в коей мере не означает их причастности к убийству.
Наиболее известный бизнес-конфликт, в котором был замешан Евстратов, — противостояние ОАО "Укрнафта" и ЗАО "Укрнефтегазстрах". Начнем с того, что в 1997–1998 годах Евстратов был советником главы правления "Укрнафти" г-на Козака. Именно тогда Козак подписал скандальное соглашение о страховании "Укрнафти" на сумму 56,3 млн грн. Живых денег у предприятия на тот момент не было, и поэтому расчет с "Укрнефтегазстрахом" был произведен векселями.
Далее работала довольно запутанная схема, разобраться в которой так и не смогли три проверки КРУ. Отметим только, что в операции с векселями был активно вовлечен банк "Буковина", учредителем которого был Владимир Евстратов. Кроме того, в 1999 г. векселя у "Укрнефтегазстраха" перекупила компания "Ост-инвест", а один из ее руководителей (заместитель гендиректора) Юрий Сабо — близкий друг Евстратова, а ныне — один из руководителей "Буковини". Скандал же вокруг "Укрнафти" возник тогда, когда у предприятия сменилось руководство — его возглавил Олег Салмин, решившийся сломать работавшие несколько лет схемы.
Тогда же народный депутат от фракции КПУ Анатолий Доманский так проникся делом "Укрнафти", что написал несколько депутатских запросов в Генпрокуратуру о злоупотреблении руководством компании своим служебным положением. 23 июля прошлого года двери депутатской квартиры обстреляли, но сам Доманский не пострадал. "ДС" писала об одной из версий правоохранительных органов, по которой некие силы пытались раззадорить депутата с тем, чтобы он и дальше "наезжал" на "Укрнафту".
Но вернемся к Евстратову и другим его бизнес-проектам. Долгое время Евстратов проявлял интерес к спиртовой отрасли в Полтавской области. Как стало известно "ДС", там его бизнес-деятельность была небезоблачной: ее сопровождали многочисленные долговые обязательства. В сфере его интересов находился также один из крымских табачных заводов.
В свой последний приезд в Ивано-Франковск Евстратов намеревался решить вопрос о санации обанкротившегося кирпичного завода в одном из сел Тисменецкого района Ивано-Франковской области. В это же время дело кирпичного завода рассматривалось в Хозяйственном суде Ивано-Франковска. В город Евстратов прибыл 18 февраля. Был убит через день, 20 февраля, около половины девятого вечера неподалеку от ресторана "Бавария"...
Причины убийства, безусловно, лежат в экономической плоскости. Правда, не исключено, что время убийства выбрано не случайно — дабы придать этому делу больше политической шумихи. О том, кому выгодно это убийство, в силу разносторонности бизнес-интересов покойного говорить сложно. Но, по словам людей сведущих, во многих своих бизнес-операциях Владимир Евстратов был не более чем средним звеном. По оперативным данным, ко многим проектам убитого имели непосредственное отношение действующие депутаты Верховной Рады, близкие к нефтегазовому бизнесу.