• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Украине пригрозили лишением мандата в ПАСЕ

Реклама на dsnews.ua

Франция встречала делегацию нашей страны дождем, а провожала — холодами. Пика заморозки достигли, когда в зале Дворца Европы в Страсбурге был поднят украинский вопрос. Парламентская Ассамблея признала наличие в государстве политического кризиса.  Кроме того, как оказалось, во время визита в Киев докладчики ПАСЕ Ренате Вольвенд и Ханне Северинсен так и не получили ответов на интересующие их вопросы — зачем менять Основной Закон менее чем за год до президентских выборов? Что же происходило в парламенте в процессе внесения изменений в Конституцию и как это вписывается в украинское законодательство?

Тяжелый понедельник

Рассмотреть вопрос члены ПАСЕ были настроены решительно. Не помогли аргументы лидера Компартии Петра Симоненко, который предостерег, что, принимая решение рассмотреть ситуацию в Украине, депутаты тем самым поддерживают "правые экстремистские силы". Кроме того, заместитель главы делегации Анатолий Раханский, представитель "трудовиков", уверял, что на повестку дня зимней сессии украинский вопрос вынесли с недопустимыми нарушениями регламента. Это посягательство на ее святая святых немало разозлило Ассамблею. Глава Мониторингового комитета Жозет Дюрье выразила уверенность, что нормы регламента были соблюдены, а ее коллега, венгр Матиас Эрши, заявил, что было бы неплохо, если бы провластные силы предоставили свои аргументы во время дебатов, а не пытались их избежать. В результате 127 депутатов высказались за то, чтобы внести в повестку дня 29 января украинский вопрос, 43 — против. Интересно, что при голосовании одна из инициаторов рассмотрения украинского вопроса в Страсбурге — Ренате Вольвенд — воздержалась от волеизъявления. Как она объяснила журналистам, члены польской делегации уверили ее, что иногда в странах переходного периода политические силы используют внимание европейских институтов для разборок со своими оппонентами.

Оппозиция с самого начала понимала, что на стороне парламентского большинства мощное лобби — делегация России во главе с вице-спикером Дмитрием Рогозиным. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, отвечая на вопрос наших журналистов, заявил, что все изменения в Конституцию вносятся легитимно. Другой же член делегации РФ, председатель конституционного комитета Совета Федерации Юрий Шарандин, поинтересовался, каким стандартам Совета Европы действия украинских властей не соответствуют. Искреннее недоумение россиян суровостью депутатов ПАСЕ вполне объясняется позицией, которую занимает эта страна по отношению к политическим преобразованиям в Украине, а главное, — к вопросу перераспределения власти, которое может произойти в результате президентских выборов.

Проект резолюции подтвердил, что ПАСЕ поддержала достаточно жесткую позицию г-ж Северинсен и Вольвенд. А также оправдал ожидания оппозиции. Может, и действительно члены уважаемой Ассамблеи прониклись проблемами украинского парламента. А возможно, более понятными им были аргументы оппозиции, которые звучали на близком для наблюдателей языке — английском. Тогда как "большевикам" все больше приходилось объясняться через переводчика.

Ожидая жесткой для страны формулировки, украинская власть выслала нашей делегации подкрепление. В Страсбург прибыла группа высокопоставленных чиновников и дипломатов. Во главе с первым вице-спикером Адамом Мартынюком во Дворце Европы появились министр иностранных дел Константин Грищенко, его заместитель Александр Чалый и постпред Президента в Верховной Раде Александр Задорожний.

Буквально за одну ночь количество поправок к проекту резолюции, состоявшему всего из 19 пунктов, с 21 увеличилось до 30. Все они предусматривали смягчение формулировок и отстаивание позиции официального Киева.

Реклама на dsnews.ua

Последнее европейское предупреждение

Украинский вопрос зазвучал в зале ПАСЕ в четверг, 29 января, во второй половине дня. Оппозиция небеспочвенно побаивалась, что, кроме "действительно заинтересованных", в зале никто не появится, так как вопрос поставили последним. К 18 часам, когда началось рассмотрение, в зале из 313 депутатов остались 25. Чуть позже их количество увеличилось до 70. Представителям большинства и коммунистам удалось добиться изъятия принципиального для оппозиции параграфа 7, в котором говорилось: "Ассамблея считает, что настоящим мотивом недавних стараний провести политическую реформу является намерение власти подавить любую возможность найти политическую альтернативу, которая бы выполняла функции власти в Украине". Что касается остальных поправок, то даже выступление министра Константина Грищенко, который уверял, что в стране нет ни политического, ни конституционного кризиса, не повлияло на дальнейшее решение европарламентариев. Большинство же других положений, даже после горячих споров, внести не удалось.

Выслушав все стороны, Ассамблея 46 голосами против 13 признала, что в Украине существует политический кризис. А голосованием 24 декабря в Верховной Раде по внесению изменений в Конституцию наша страна нарушила свои обязательства перед ПАСЕ. И пригрозила, что "если будут сделаны дальнейшие попытки изменить Основной Закон государства неконституционным способом и если Украина не сможет обеспечить свободных и честных выборов президента 31 октября 2004 г., то ПАСЕ может поставить под сомнение мандат украинской делегации и принять решение направить в Комитет министров запрос относительно приостановления членства Украины в Совете Европы". В контексте обеспокоенности судьбой выборов Ассамблея призвала Президента в ближайшее время предоставить кандидатуры в ЦИК с учетом того, что срок полномочий нынешнего избиркома уже истек.

Политреформа стоимостью в мандат

Теперь обе стороны говорят о последствиях такой формулировки. Большинство утверждает, что резолюция ПАСЕ носит только рекомендательный характер. Об этом заявил и представитель Президента в ВР Александр Задорожний, отметив, в частности, предвзятое отношение к Украине: "Были задействованы определенные механизмы, и голосование было подготовлено против нас". Ему вторит координатор большинства Степан Гавриш, который в то же время оптимистично считает, что дискуссия, состоявшаяся в Страсбурге, "является очень позитивной" для дальнейшего диалога с Европой. Очевидно, что рассмотрение вопроса в ПАСЕ и данные Украине рекомендации стали очередным ударом по имиджу государства. Рассмотрение конституционных реформ периодически происходит в ПАСЕ. Однако чаще они касаются стран несколько иного ранга, таких, например, как Молдова или Лихтенштейн. Реакция официального Киева обещает быть жесткой, но достаточно вежливой. МИД может в очередной раз назвать это "вмешательством во внутренние дела Украины", а высокие чины — посоветовать ПАСЕ не учить нас жить. В любом случае развязка внутреннего политического конфликта состоится уже не в европейской, а в украинской столице. Один из ее этапов начнется совсем скоро. 3 февраля возобновит свою работу Верховная Рада, которой придется снова решать, что делать с политреформой и поправками в Основной Закон.

    Реклама на dsnews.ua