• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Правительство нарушило свое слово

Реклама на dsnews.ua

Еще не успели просохнуть чернила на меморандуме, который подписали украинские производители и правительство, как нефтяникам кто-то подсунул свинью. 22 февраля четыре из шести НПЗ — "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ", "Нафтохімік Прикарпаття", "Лисичанскнефтеоргсинтез" и "Херсоннефтепереработка" в очередной раз отстранили от участия в аукционе по продаже украинской нефти.

В этом решении есть две странности. Во-первых, сразу определить силу, которая подвергла испытанию на прочность правительственное слово, нельзя. Но несложно предположить, что "виновником торжества" могла быть либо Украинская межбанковская валютная биржа, где проводятся торги нефтью, либо аукционный комитет. "Биржа не имеет никакого отношения к тому, что на торги не допустили "ТНК-Украина", "Нафтохімік Прикарпаття" и другие нефтяные компании. Инициатива исходила от аукционного комитета", — сообщил "ДС" пресс-секретарь УМВБ Игорь Миколюк. Но аукционный комитет напрямую подчиняется Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции. Более того, и министерство, и комитет возглавляет Александр Шлапак, который инициировал подписание меморандума. Поэтому очевидно, что если само правительство стало инициатором "аукционной вакханалии" и инициатива отстранения исходила из Кабмина, то правительству верить нельзя. "Мы пошли навстречу правительству, подписали с ним меморандум и все необходимые протоколы к нему. Почему теперь все еще существуют сложности с выходом на биржу, я ответить не могу", — говорит Ирина Харченко, советник по связям с общественностью ПИИ "ЛУКОЙЛ-Украина". Во-вторых, компании, подавшие заявку на участие в аукционе, были отстранены по совершенно надуманным причинам. "Согласно регламенту проведения торгов, после того как заявка на проведение аукциона принята, а она была принята 21 февраля, что подтверждает соответствующий штамп, УМВБ или аукционный комитет имеет право отказать в торгах по единственной причине — непоступлении денежного залога. С нашей стороны все условия были выполнены, и деньги поступили на счета УМВБ. Мы хотели приобрести 149 тыс. т нефти и перечислили залог в сумме 4,125 млн грн., или 5% стартовой цены нефти", — говорит Алексей Тамразов, ведущий специалист отдела трейдинга ПИИ "ТНК-Украина". Нарушение всех регламентных норм говорит о том, что сработало "телефонное" право, когда звонок чиновника может кардинально изменить требования нормативных актов или законов.

Напомним, что в середине февраля правительство обязалось как минимум не мешать работать производителям и выступило гарантом создания равных условий для всех участников рынка нефтепродуктов. "Мы подписали этот меморандум для того, чтобы бизнес и правительство смогли успешнее работать друг с другом", — сказал "ДС" на подписании премьер-министр Украины Анатолий Кинах. Ситуация, когда кулуарно перераспределяются нефтяные потоки, а нефть продается дешевле, что наносит ущерб бюджету, за наполнение которого, кстати, отвечает правительство, выглядит как минимум нелепо. В результате, как сообщили в пресс-службе "Укрнафти", компания понесла потери, а украинская нефть была продана на 40% дешевле реальной рыночной цены. Эксперты связывают перераспределение потоков черного золота с необходимостью финансирования предвыборной кампании тех или иных политических сил. Сами нефтяники полагают, что
это больше похоже на лоббирование интересов отдельных НПЗ. На самом же деле случившееся тянет на гораздо большее — подрыв доверия инвесторов к слову, которое дало им правительство.

    Реклама на dsnews.ua