• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Дело "Топ-Сервиса" не стало политическим

Реклама на dsnews.ua

Пятеро членов преступной группировки во главе с директором фирмы "Топ-Сервис-Восток" Игорем Шагиным приговорены к пожизненному заключению. Еще девять человек получили от 10 до 15 лет. Таким образом, Киевский апелляционный суд вынес вердикт по одному из самых громких дел о заказных убийствах украинских чиновников.

Суд признал Игоря Шагина виновным в организации группировки, на счету которой убийства, покушения на убийства и разбойные нападения, совершенные с 1997 по 2000 г. Члены банды убили завотделом налоговой администрации Жовтневого района Киева Тамару Колиушко, покушались на председателя райгосадминистрации Жовтневого района столицы Николая Пидмогильного, начальника отдела тарифов и таможенной стоимости Киевской региональной таможни Марину Халтурину и замначальника управления Госинспекции ветеринарной медицины Николая Пацюка. На их счету и убийство (единственное, совершенное без ведома Шагина) столичного криминального авторитета Князя. Некоторые ставшие жертвами киллеров государственные чиновники в той или иной степени мешали бизнесу "Топ-Сервиса". На других поступил заказ со стороны. Большинство осужденных не были сотрудниками фирмы, многие ранее отбывали сроки, а костяк банды составляли выходцы из киевской преступной группировки криминального авторитета Фашиста.

Членов банды во главе с Шагиным задержали четыре года назад, и тогда это событие вызвало нешуточный общественный резонанс, поскольку благодаря яркой и массированной рекламной кампании название "Топ-Сервис" было знакомо всем, кто хоть изредка смотрел телевизор. Особую скандальность расследованию придавал тот факт, что до 1998 г. эту фирму возглавлял народный депутат Владимир Фиалковский. Он проходил по делу только в качестве свидетеля. При этом еще на этапе досудебного следствия руководители Министерства внутренних дел заявили, что г-н Фиалковский предпринимает попытки помочь находящемуся за решеткой бизнес-партнеру. Эти утверждения депутат громко опроверг, заявив, что фирма "Топ-Сервис" и возглавляемая Шагиным "Топ-Сервис-Восток" вообще не связаны между собой, но все равно выразил стопроцентную уверенность в его невиновности.

На самом же деле на базе когда-то единого "Топ-Сервиса" на момент возбуждения дела существовал почти десяток фирм, имевших эти два слова в своем названии. Все они выросли из материнской фирмы, у истоков которой в начале 90-х стоял Шагин и позднее присоединившийся к нему Фиалковский. "Топ-Сервис" не имел особой специализации и занимался самым разноплановым бизнесом: от ремонта компьютеров до поставок продуктов питания. По иронии судьбы в середине 90-х фирма выполнила большой госзаказ на изготовление электронных пластиковых удостоверений для сотрудников МВД Украины.

Вновь подчеркивая, что Владимир Фиалковский в этом деле лишь свидетель, все же напомним, что в свое время представители МВД делали в его адрес довольно жесткие заявления. Вскоре после предъявления Игорю Шагину обвинения тогдашний заместитель министра внутренних дел, начальник Главного управления по борьбе с оргпреступностью Николай Джига сказал в интервью одной из центральных газет: "Мы усматриваем связь между письмом Фиалковского сотруднику налоговой инспекции Стефанюку с просьбой ускорить принятие решения по возврату сумм НДС (ответ Стефанюка не удовлетворил просившего) и тем, что через месяц состоялось покушение на него. Может, это и совпадение, но не думаю". В том же интервью Николай Джига назвал Шагина "правой рукой Фиалковского, его правопреемником" и обвинил депутата в давлении на следствие и лоббировании интересов "Топ-Сервиса" в вопросе возмещения НДС. Однако когда дело "банды Шагина" уже передавали в суд, зампрокурора Киева Виктор Шевченко заявил, что "следствием не получено данных о причастности Фиалковского к преступлениям".

Но не только недвусмысленные намеки в адрес экс-депутата Фиалковского зависли в воздухе, оставшись на совести МВД Украины. Самый интересный эпизод в деле г-на Шагина и его банды так и не дошел до суда, оказавшись мыльным пузырем. Еще на первом этапе следствия было заявлено, что группировка, скорее всего, причастна к убийствам главы биржевого комитета Украинской межбанковской валютной биржи Вадима Гетьмана и начальника Юго-Западной железной дороги Бориса Олийныка. Об этом летом 2000 г. сказал министр внутренних дел Юрий Кравченко, а позднее версию подтвердили в прокуратуре столицы. Сообщалось, что существуют оперативные данные и показания ряда свидетелей о том, что "банда "Топ-Сервиса" могла совершить эти убийства. Кроме того, якобы у задержанных была дискета с информацией о маршрутах перемещения Вадима Гетьмана.

Нет ничего удивительного в том, что МВД получает самую разную оперативную информацию, при проверке не находящую подтверждения. Не совсем нормально, что такой сырой материал на всю страну озвучивает министр. Но самое интересное, что на момент, когда министр внутренних дел Кравченко говорил о причастности "Топ-Сервиса" к убийству Вадима Гетьмана, уже несколько месяцев находился под стражей один из непосредственных убийц народного депутата Евгения Щербаня. Именно на основании его показаний началась раскрутка "банды Кушнира", члены которой уже осуждены за убийства и Гетьмана, и Щербаня. Заказчиком этих преступлений, по утверждениям Генпрокуратуры, выступил экс-премьер Павел Лазаренко. Так что дело Шагина и его банды является не только яркой иллюстрацией того, как делался бизнес в Украине 90-х гг., но и того, насколько тесно он был и остается завязан на политику.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua