Состоялся четвертый азотный союз
Киевский Брокбизнесбанк заявил о покупке у иностранных компаний пакета 25,84% акций горловского ОАО "Стирол". Финансисты стали совладельцами наиболее диверсифицированного украинского производителя азотных удобрений (кроме нитратов, предприятие лидирует на отечественном рынке полимерных материалов, упаковок и фармацевтики).
Азотная подотрасль химической промышленности всегда характеризовалась высокой ликвидностью своей продукции на экспортных рынках, что объяснялось гибкой системой товарных расчетов за электроэнергию, развитой транспортной инфраструктурой, низкими расходами на зарплату и экологические платежи. Предыдущих аналогов мобилизации средств украинских банков для покупки акций производителей агрохимии можно насчитать четыре. Первый пример — проведенная в середине 90-х гг. консолидация активов УкрСиббанк/"Азот" (Черкассы), второй — формирование группы "Приватбанк" — "Днепроазот" и третий — недавняя консолидация группы "Ривнеазот" — "Финансы и Кредит".
Основной причиной кооперации банков и химиков можно назвать высокие затраты последних на оплату потребляемого ими газа и электроэнергии. Именно на волне дефицита средств для оплаты газа в середине 90-х гг. состоялся первый в украинской истории банковско-химический союз — скупка акций черкасского "Азота" входящим в орбиту УкрСиббанка ООО "Украинская газовая компания". Последовавшая за этим инкорпорация других украинских азотно-туковых комбинатов и банковских структур также была похожа на попытки повышения финансовой мобильности заводов при расчетах за энергоносители.
На первый взгляд, к категории проектов по оптимизации оплаты газоэнергопотребления можно отнести и нынешний альянс "Стирол" — Брокбизнесбанк. Долгосрочная финансовая политика завода не приводила к острым конфликтам между акционерами — в отличие от, например, ривненского "Азота", за "Стирол" никто особо не боролся. Будоражили рынок его акций разве что публикации в прессе, которые подтверждали интерес некоторых газопоставщиков к предприятию. Так, с момента приватизации завода в 1998 г. и по сей день российские издания публиковали свои предположения о возможных бенефициарных владельцах крупнейшего акционера "Стирола" — ИК "Стиролхиминвест".
Этот акционер в конце 90-х гг. стал номинальным держателем и за три года собрал на хранение 66,15% акций. Поначалу к совладельцам компании относили принадлежащий "Газпрому" концерн "УкрАгрохимпромхолдинг" (переименован в АХК "Азот"), который владеет 6 российскими азотными комбинатами: Череповецким, Березняковским, Новомосковским, Пермским, Дорогубджским и Нижегородским. Затем в качестве совладельцев "Стиролхим-инвеста" называли компанию Itera. И то и другое предположение прессы не вызывало публичных комментариев менеджмента завода. Но он потребляет в год более 1,5 млрд куб. м газа, является вполне платежеспособным, поэтому его акции были желанным объектом покупки для газотрейдеров.
Но сейчас есть два обстоятельства, которые более реально могут объяснить нынешний союз завода с Брокбизнесбанком. Так, покупка акций "Стирола" банком выглядит совершенно иначе, если учесть, что концерн, по данным ГЦКБФР, долгие годы входит в число крупных акционеров Брокбизнесбанка. Можно учесть, что 50% акций банка принадлежит братьям Сергею и Александру Бурякам. В то же время другими влиятельными акционерами банка являются партнерский "Стиролу" российский агрохимический гигант "Агрохимцентр" (контролирующий "Тольятти-Азот" и российскую часть аммиакопровода Тольятити — Одесса), а также американская WorldWide Chemicals.
Фигурирующие среди акционеров Брокбизнесбанка "Стирол" и российский "Агрохимцентр" активно работают с аммиакопроводом Тольятти — Одесса. Они попросту зависимы от этой трубы. Это позволяет предположить, что нынешнюю покупку акций завода банком вряд ли можно отнести только к вышеозначенной "газовой категории". Может, заводу, банку и российской компании нужно что-то еще, кроме оптимизации поставок энергоресурсов? Похоже, что да, поскольку нынешняя консолидация союза "Стирол" — Брокбизнесбанк состоялась сразу после двух поражений "Стирола" в борьбе за недавнюю приватизацию госпакетов акций "Ривнеазота" и Крымского содового завода. Видимо, эти поражения заставили горловский химкомбинат подумать о необходимости уплотнения союза с крупным банком. Его наличие в числе акционеров даст "Стиролу" шанс наравне с западными инвесторами поучаствовать в намеченной на ближайшие годы приватизации гиганта восточноевропейской химии — Одесского припортового завода. А также достойно поучаствовать в борьбе за контроль над причалами этого предприятия и идущим к ним крупнейшим в мире аммиакопроводом.