• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Постсоветские пространства

Реклама на dsnews.ua

Неформальный саммит СНГ достоин сравнения со знаменитым швейцарским Давосом: все судьбоносные события происходят либо до него, либо после, либо в другом месте.

Дайте выговориться
Казахстанская встреча прошла продуктивно и слаженно. Из 12 глав Содружества не было лишь азербайджанского лидера Гейдара Алиева, продолжавшего лечение в США. В Чимбурлаке побывал сам Сапармурат Ниязов, в последнее время избегавший подобных неформальных встреч. Долгие годы туркменбаши утверждал, что затрагиваемые на них темы "не имеют отношения к Туркмении". Но универсальность проблематики — борьба с наркоугрозой и сотрудничество в ТЭК — заставила его уступить.

Президенты дисциплинированно отказались от галстуков. Неформальный этикет нарушил лишь белорусский лидер, появившись в горах в своем привычном виде. Также дружно стали на лыжи — даже Александр Лукашенко, признавшийся, что не слишком силен в этом виде спорта.

Все встречи — и общее четырехчасовое заседание, и двусторонние беседы (разумеется, закрытые) — в основном фокусировались вокруг российского президента, который признал саммит "весьма эффективным". "Надо было, вероятно, дать всем выговориться", — сказал Владимир Путин.

Можно назвать как минимум четыре итога саммита: отрешение Москвы от постулата о ее единоличном влиянии на постсоветском пространстве, создание в рамках СНГ "газового клуба" четверых, желание придать СНГ четкие рамки. И главный, глобальный итог: постсоветское пространство, судя по всему, становится отмершей категорией. Нет такого единого пространства — есть несколько пространств с различными интересами.

Никакой трагедии нет
Встреча российского президента с Эдуардом Шеварднадзе была самой продолжительной из всех двусторонних. Многие ждали, что Москва и Тбилиси поссорятся окончательно. К такому выводу подталкивал тон российских газет, повествовавших о сенсации — прибытии в Грузию американских военных специалистов. Еще большую сенсацию вызвал Владимир Путин, сказавший свое веское "ничего страшного". "Каждое государство имеет право осуществлять политику в области безопасности так, как считает нужным, — сказал российский лидер. — Что происходит во внутриполитической жизни России в связи с появлением дополнительного контингента американских военнослужащих в Грузии? Никакой трагедии нет и быть не может. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что мы об этом ничего не знали... К нам поступила информация с американской стороны, со стороны грузинских коллег, к сожалению, она запоздала".

Путин, как отметили обозреватели, мужественно признал очевидный, но скрываемый факт: у России нет военных и экономических возможностей, чтобы заменить собратьям по СНГ Америку.

Реклама на dsnews.ua

"Никакого секрета не было в том, что американцы помогли нам создать пограничные войска, — оправдался Шеварднадзе. — Без этой помощи мы бы этого не сделали... Никакая другая страна этого сделать не может". В Америке подчеркивают, что в Грузии США использует ту же схему военной помощи, что и в 80 других странах. Ни о каком вмешательстве во внутренние дела речь не идет. Просто 200 военных советников будут тренировать полторы тысячи грузинских солдат. PR действует эффективно: согласно опросам, 67% грузинских граждан уже поддерживают размещение у себя на родине американских специалистов. Кстати, пятеро военных экспертов США из Грузии отправились в Армению.

"Газовый клуб" СНГ
Крупнейшие добытчики газа Россия и Туркменистан — объединили усилия с транспортировщиками — Казахстаном и Узбекистаном, надумав создать газовый аналог ОПЭК. Объединение призвано защищать страны-экспортеры от давления потребителей и перепродаж газа посредниками.

Труднее всего было уговорить туркменского лидера, который во время московского саммита СНГ отказался от многосторонних соглашений, высказав предпочтение двусторонним договоренностям. Сапармурат Ниязов подписал газовое соглашение лишь после того, как из текста документа были вычеркнуты положения о практических шагах в сторону топливной интеграции. Эксперты поставили под сомнение эффективность этого объединения, по их мнению, слишком мелкого и изначально дискредитированного неумением Ашгабада сдерживать обещания. Другие все же полагают, что именно газ сможет стать неким стержнем, на котором будет держаться СНГ. Первым покинув коллег, на прощание туркменбаши пригласил представителей всех каспийских государств решить накопившиеся проблемы в апреле в Ашгабаде. Почти параллельно с саммитом СНГ в Москве 26–27 февраля проходил международный форум "Каспий: правовые проблемы" с участием представителей пяти каспийских государств и США. Разрешить конфликт можно лишь при консенсусе всех участников — России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана, но государства размежевались на два лагеря. Россия, Азербайджан и Казахстан ратуют за разделение морского дна пропорционально длине береговой линии. Азербайджан уже готовится подписать с Москвой соответствующий документ и даже определил границы национального сектора, включив в него некоторые богатые нефтяные месторождения, которые Туркменистан считает своими. На московской конференции не было ни одного официального представителя Туркменистана. Иран и Туркменистан, поддерживающий деление Каспия на равные 20-процентные сектора, заявили, что не потерпят односторонних действий стран до определения правового статуса моря.

Конец ГУУАМ?
Одновременно с саммитом СНГ в Петербурге собралось заседание Совета министров обороны. Главы военных ведомств Содружества по протоколу отмечали юбилей Совета, возникшего в феврале 1992 г., а фактически говорили о новом "уравнении безопасности" в регионе. Между членами Договора о коллективной безопасности (ДКБ) (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) появились серьезные разногласия: белорусский президент Лукашенко уже обвинил коллег в "нарушении и девальвации договора", говоря о несогласованном с другими участниками ДКБ появлении на территории его стран иностранных войск. Между тем присутствие этих самых военных и в Киргизии, и в Узбекистане — признанный факт, изменивший геополитический расклад сил в регионе. Кризис переживает и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Блок, сотрудничавший с НАТО и симпатизировавший альянсу во время войны в Косово, явно разваливается. Москва и Запад, можно сказать, добились этого совместными усилиями. Грузия и Узбекистан практически попали в сферу влияния Америки. Азербайджан совместно с Россией осваивает нефть Каспия. У Молдовы сейчас другие проблемы. Украина, похоже, просто решила до поры до времени не вспоминать о том, что есть ГУУАМ и что до последнего времени мы в нем принимали активное участие.

В целом саммит был одним из самых интересных за прошедшее время. Хотя на главный вопрос — зачем нужно СНГ — никто так и не дал ответа. Ну а к ближайшей официальной встрече президентов — она состоится в Кишиневе в конце мая — было поручено подготовить проект развития объединения, которое могло бы быть более эффективным.

    Реклама на dsnews.ua