• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

ЕС попрощался с Украиной до ноября

Реклама на dsnews.ua

Оптимистичные и безрезультатные — так называют практически все последние встречи высшего украинского руководства с представителями европейских структур. В НАТО Киев не берут. Во Всемирную торговую организацию — тоже. В Брюсселе помнят слова Романо Проди: "Украина имеет такие же шансы вступить в ЕС, как и Новая Зеландия". Ничего не изменилось и на первом, после расширения Евросоюза, саммите Украина–ЕС. Стороны заняты исключительно выяснением отношений. Разумеется, добрососедских.

8 июля в Гааге для рассмотрения украинского вопроса отвели целых три часа. В результате европейская и украинская делегации лишь подписали соглашение о научном и технологическом сотрудничестве, а также договорились об отправке пяти (!) украинских миротворцев в Македонию и Боснию, чтобы помочь их полицейским. Ожидать каких-либо значительных решений не приходилось: сигналы об отсутствии понимания у сторон поступили намного раньше самого саммита.

Поэтому проблемы предоставления украинской экономике статуса рыночной, либерализации визового режима, а также минимизации негативных последствий от расширения ЕС так и остались с долгосрочной перспективой рассмотрения. Общеполитические мотивы визита в Нидерланды перенеслись со Стамбульского саммита НАТО. Формальная причина собрания европейских делегатов — начало председательства нового главы ЕС Яна Петера Балкененде и, как поговаривают, прощание европейцев с украинским Президентом. Саммит в Гааге стал своеобразным завершением дипломатического представительства Леонида Кучмы, весь второй срок президентства которого прошел под евроинтеграционными лозунгами, однако без значительных свершений в этой сфере. Как и несколько лет назад, от Киева требуют демократических стандартов во внутренней политике, признания канонов открытой рыночной экономики. Свежие примеры недовольства ЕС — выборы в Мукачево, нераскрытое дело убийства Георгия Гонгадзе и история с приватизацией "Криворожстали". Как и ожидалось, Леониду Кучме напомнили о необходимости провести "открытые, честные, демократические выборы", чем и ограничились.

Сухие заявления протокольной встречи не стали сюрпризом для украинской делегации. В конце июня глава государства уже сетовал на то, что Украина не может соответствовать европейским требованиям, а также на нежелание ЕС и НАТО сделать шаг навстречу. По окончании встречи в Гааге он лишь отметил, что "европейская политика соседства в отношении Украины не отвечает ее интересам. Статус соседа может лишь затормозить отношения". Подобная демонстрация недовольства отношением евроструктур частично помогла Киеву в прошлом году в Ялте. Тогда на заявление Леонида Кучмы, что членство в ЕС не является актуальным вопросом для Украины, последовал ответ тогдашнего президента Совета ЕС Сильвио Берлускони. Давний союзник нашего Президента сразу же отметил большие перспективы Украины — нужно лишь слегка реформировать законодательство и экономику.

Сегодня заявления о неготовности воспринимаются на Западе как признание собственной неспособности что-то менять. Европарламентарии ждут изменений не только в политическом истеблишменте. Так, Элизабет Шредтер, депутат Европарламента, сказала: "Мы ожидаем, что новый президент признает все принципы открытой рыночной экономики. Мы ожидаем, что решения украинского парламента будут, наконец, реализовываться. А главное — что украинское законодательство, в конце концов, будет отвечать стандартам, которые действуют в ЕС. Для этого нужны конкретные действия, а не пустые слова".

Отличия от прошлогоднего саммита выразились и в конкретизации претензий собственно Украины к ЕС. Украинская сторона требует внести в совместный план действий принципиальные положения — упрощение визового режима, доступ на рынок товаров и услуг и пресловутый статус страны с рыночной экономикой. Эти требования для ЕС на данном этапе заранее неприемлемы. Однако президент Еврокомиссии Романо Проди все же назвал возможную дату подписания трехлетнего плана действий — октябрь-ноябрь. То есть, как это не раз обсуждалось ранее, после президентских выборов. А рыночный статус экономики Киев может получить еще раньше. По мнению г-на Проди, вопрос этот скорее технический и не решается, прежде всего, из политических соображений.

В целом же за три часа стороны без принятия конкретных решений рассмотрели вопросы взаимодействия во внутренней и внешней политике, юстиции, сотрудничества в отрасли энергетики, проблемы политики безопасности. Все эти вопросы — среди планов делегаций и на следующие встречи. Но главный вопрос — быть Украине соседом или членом ЕС — в этих планах так и не значится.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua