• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Виктор Суслов: "Страховщиков ожидает золотой период массовой продажи полисов"

Реклама на dsnews.ua

В прошлом месяце депутаты приняли несколько законов, которые в корне могут изменить ситуацию на отечественном страховом рынке. Среди них — Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" и изменения к Закону "О налогообложении прибыли предприятий". А сейчас своего часа ожидает еще несколько проектов, регламентирующих деятельность страховщиков. Об изменениях, которые ждут страховые компании и их клиентов в ближайшем будущем, "ДС" попросила рассказать председателя Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Виктора Суслова.

— Виктор Иванович, с 1 января следующего года вступает в силу закон об "автогражданке". Как много страховых компаний, по вашим прогнозам, будет заниматься этим видом? Необходимо ли лимитировать их число?

— Интерес к страхованию автогражданской ответственности сегодня проявляет очень много страховщиков. Многие понимают, что после вступления в силу закона, обязывающего всех автовладельцев застраховать свою ответственность, настанет золотой период массовой продажи полисов, который обеспечит хороший приток денег в компании. Это большой соблазн, стимулирующий страховщиков к тому, чтобы поучаствовать в реализации "автогражданки", по крайней мере, на первых порах. Ведь период выплат наступит позже, через полгода-год. И далеко не факт, что все страховщики смогут выполнить свои обязательства перед клиентами. Поэтому, на мой взгляд, на начальном этапе в данном виде должны участвовать только крупные компании. Закон дает возможность Госкомиссии заново провести лицензирование компаний, которые изъявят желание работать на этом рынке. К сентябрю мы планируем подготовить и разработать специальные лицензионные условия. Они будут достаточно жесткими.

— И какие требования будет выдвигать Госфинуслуг при лицензировании страховщиков?

— Правила пока не разработаны, но предположительно там будут прописаны требования о наличии у них филиалов в регионах, повышенные требования к платежеспособности, формированию резервов, уставного фонда, профессиональные критерии для работников таких компаний. Многие страховщики после принятия закона в срочном порядке подали заявления на выдачу им лицензий. Мы не в праве были им отказывать, поэтому приняли документы и сейчас даже принимаем решения о выдаче лицензий, но по старым лицензионным условиям. После того как мы утвердим новые правила, эти лицензии утратят силу, и компаниям придется снова подавать заявления и проходить заново всю процедуру, включая оплату лицензии.

— Основной вопрос, который сегодня волнует и страховые компании, и их клиентов, которым предстоит застраховать ответственность, — стоимость такого страхования. Как будет определяться размер базового тарифа?

— Именно от размера тарифа будет зависеть судьба этого вида. Если цена полиса будет заниженной, страхование гражданской ответственности автовладельцев может оказаться убыточным. В этом случае компании не захотят заниматься этим видом. С другой стороны, если тариф будет чрезмерным, это вызовет социальное напряжение и, как следствие, отказ покупать полисы. Мы понимаем, что компании заинтересованы в максимальном тарифе. Причем расчеты страховщиков очень сильно разнятся. Называются суммы 300 грн., а иногда и 1 тыс. грн. Но официальные расчеты будет проводить Моторное (транспортное) страховое бюро, а в наши полномочия входит утверждение тарифа. Надеюсь, что он будет объективным.

Реклама на dsnews.ua

— В июле депутаты приняли еще один документ, имеющий важное значение для страхового рынка, — изменения к Закону "О налогообложении прибыли предприятий". Теперь полномочия по разработке требований к перестраховщикам-нерезидентам переходят к Госфинуслуг. Планирует ли комиссия снизить рейтинги, установленные ранее правительством?

— Думаю, что требования к рейтингам будут изменены. Они станут более разумными. По существующей ныне системе определен один уровень требований к зарубежным перестраховщикам и совсем другой — к национальным. По моему мнению, мы должны выдвигать хотя бы приблизительно равные требования и к тем, и к другим. Конечно, рейтинг есть не у всех украинских компаний. Но мы можем оперировать иными понятиями, например рейтингом страны. Мы не должны требовать от своих партнеров наличия намного более высоких рейтингов, чем сегодня имеет Украина.

— Госфинуслуг также собирался ввести лицензирование для украинских страховщиков, которые хотят заниматься перестрахованием. Чем вызвана такая необходимость?

— Дело в том, что сегодня, согласно Закону "О страховании", все отечественные страховщики имеют право заниматься перестрахованием. После введения ограничений по рейтингам и жестких требований к выбору зарубежных перестраховщиков схемы вывода капитала видоизменились. Появляются компании, которые, как правило, регистрируются где-нибудь в селах, подальше от надзора. Они принимают в перестрахование по нескольку сотен миллионов гривень, переводят их за рубеж, а потом исчезают с рынка. А крупнейшие украинские компании в графе "перестрахование за границу" показывают ноль. Они перестраховывают все в "сельских" компаниях, а те в свою очередь отправляют деньги в Прибалтику. Бороться с этим только методами надзора практически невозможно. Мы пытались решить эту проблему, наладив систему контроля банковских переводов по перестрахованию, но Нацбанк отказался от мониторинга таких операций, ссылаясь на коммерческую тайну.

Между тем, если мы введем лицензирование перестрахования, такие мелкие, только возникшие, специально созданные под вывод денег компании просто не смогут получить лицензии, и проблема будет решена. Естественно, емкость отечественного рынка такова, что украинские компании, как бы они ни распределяли риски внутри, не в силах их обеспечивать самостоятельно. Поэтому перестрахование за рубеж неизбежно. Но право на такое перестрахование останется за теми компаниями, которые получат соответствующие лицензии. А их смогут получить только крупнейшие компании.

— В том числе и те, которые сегодня пользуются услугами "сельских" перестраховщиков и которые смогли капитализироваться благодаря псевдостраховым схемам?

— Да, но тогда они уже не пойдут на нарушение закона, фактически они станут нашими агентами и будут следить, чтобы все делалось в рамках закона. Потому что наши лучшие и крупнейшие компании не станут рисковать своей лицензией — у них есть рынок, есть клиентура. Что касается "сельских" компаний, они просто отомрут. Мы стараемся предпринимать достаточно мягкие меры, не разрушающие рынок. Вопросы, связанные с проведением схем через страхование, часто трактуются неправильно. Схем действительно много, но, как правило, они не являются нарушением закона. Конечно, те, кто этим занимается, совершают действия, наносящие ущерб экономике, но в рамках, которые установило им законодательство. А если они не нарушают закон, то их невозможно и наказать. Значит, первейшая задача — совершенствовать законодательство, что мы и делаем.

— А если страховая компания, не имеющая такой лицензии, заключит договор с рейтинговым зарубежным перестраховщиком и напрямую перестрахует свои риски?

— Она не сможет этого сделать, поскольку у нее не будет лицензии. Поэтому страховщик сначала передаст свой риск в украинскую компанию, которая пройдет лицензирование, а та — перестрахует его за рубежом.

— Значит, прошедшие лицензирование компании получат монопольное право на размещение рисков за рубежом, а остальные страховщики будут вынуждены оплачивать еще и посреднические услуги?

— Думаю, что количество компаний, прошедших лицензирование, будет достаточно большим, следовательно — будет и конкуренция, о монополизме речь не сможет идти. Зато такая мера позволит избежать ситуации, когда компании работают как брокеры, переводя 99% премий за рубеж. Через каналы перестрахования будет уходить намного меньше денег, и все увидят растущие резервы украинских страховых компаний.

    Реклама на dsnews.ua