• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Россия после Беслана

Реклама на dsnews.ua

Первый российский президент Борис Ельцин пообещал регионам страны столько суверенитета, сколько они "смогут проглотить". Его преемник Владимир Путин все забрал обратно. Отныне Россия де-факто перестает быть федеративным государством, и причиной этого, как ни странно, оказались последние теракты.

"Антитеррористическая" вертикаль власти
Трагедия в североосетинском городе, заставившая содрогнуться весь мир, теперь грозит серьезно потрясти основы государственного строя России. Президент страны Владимир Путин, собрав беспрецедентное по числу участников заседание правительства, заявил о мерах, которые он намерен претворить в жизнь, чтобы Россия, которой "объявлена война", могла противостоять террористам. Во-первых, создана Особая федеральная комиссия по Северному Кавказу, которую возглавит Дмитрий Козак, назначенный кроме того полпредом президента в Южном федеральном округе. Во-вторых и главных, "в целях недопущения кризисных ситуаций" и "сохранения целостности государства" вся система госвласти будет подвергнута кардинальной перестройке.

Если в украинском варианте многострадальная политреформа была начата с идеи ослабить президентскую власть в пользу парламентской, то в России все наоборот. Путин решил, что россияне больше не будут выбирать губернаторов и руководителей автономных республик, за них это сделает президент, который будет представлять законодательным собраниям регионов их кандидатуры. Как быть с выборами самого президента, пока не оглашается. Кроме того, предложено отменить мажоритарную систему выборов в Государственную думу, дававшую возможность региональным элитам влиять на законодательную власть (начало этому было положено три года назад, когда губернаторов и президентов 89 российских регионов из Совета Федерации "переселили" в Госсовет, не имеющий никакого политического влияния). Парламент России теперь будет состоять из одних представителей партий (на практике это будет только одна партия — пропутинская "Единая Россия"). Таким образом, Владимир Путин завершает процесс полной централизации структуры власти, вернее, ее концентрации в одних руках. Страной теперь будет управлять только Кремль.

Запад не понял, Россия молчит
Осталось только выяснить, при чем тут борьба с терроризмом. Лучше всего на этот вопрос ответил депутат Госдумы Владимир Рыжов: "Представьте, что Джордж Буш после 11 сентября 2001 года выходит в сенат и предлагает в целях поимки бен Ладена не избирать губернаторов штатов, а назначать их из Вашингтона". Буш-младший, сам рьяный борец с терроризмом, отреагировал на действия российского президента предположением, что инициативы Владимира Путина могут подорвать демократию в стране. "В то время как правительства борются с врагами демократии, они должны соблюдать ее принципы", — заявил президент США. Госсекретарь США Колин Пауэлл, как и его патрон, увидел в будущих российских реформах отход от демократических принципов и призвал в стремлении преследовать террористов "искать правильный баланс".

Традиционно резко отреагировал Евросоюз, предложив России решать проблему Чечни, а не менять вместо этого структуру государственной власти. Но даже заявления Колина Пауэлла в России были расценены едва ли не как недружественные, поэтому ответ официального Кремля, озвученный главой МИД РФ Сергеем Лавровым, был начисто лишен дипломатического лоска. Административная и законодательная реформы объявлены сугубо внутренним делом России, а американский вариант демократии Сергей Лавров назвал далеко не единственным вариантом становления гражданского общества.

Западная пресса уже назвала готовящиеся изменения в структуре власти в России возвращением к тоталитарному режиму. Мнения российских наблюдателей немногим отличаются от этого утверждения. Как считает Борис Немцов, "это приведет к сворачиванию федеральных отношений и превращению России в унитарное государство, а также росту коррупции в высших эшелонах власти, поскольку мы все знаем, как у нас продвигаются те или иные кандидатуры на руководящие должности". По мнению лидера организации "За достойную жизнь" Сергея Глазьева, "новая политическая реформа Путина — нелепый анахронизм, отбрасывающий Россию на несколько десятилетий назад". А председатель московского отделения партии "Яблоко" Сергей Митрохин уверен, что инициатива президента "оскорбительна для граждан России, у которых отнимают право выбирать власть". В то же время губернаторы, у которых эту власть отобрали, преимущественно молчат. А если не молчат (как, к примеру, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко), то говорят о том, что инициатива президента нужна стране, так как своевременна и крайне полезна.

Оружие возмездия уже на взводе
Трагедия в Беслане, которая показала не только зверство террористов, но и как минимум неспособность власти защитить собственное население, будет иметь последствия не только в России, но и за ее пределами. На том же знаменитом заседании правительства Путин заявил: "Террористы должны уничтожаться прямо в их логове, а если требует обстановка — их нужно доставать и за рубежом". Еще раньше эту же мысль озвучил начальник Генштаба России Юрий Балуевский: "Мы будем принимать все необходимые меры для ликвидации всех банд и ячеек террористов... Что касается нанесения превентивных ударов по базам террористов, то мы будем предпринимать все действия, чтобы ликвидировать базы террористов в любом регионе мира". Правда, Генштаб сразу успокоил граждан государств, на территории которых будут проходить акции возмездия. Мол, удары не будут ядерными, а выбор "средств поражения будет определять конкретная ситуация в том или ином регионе".

Реклама на dsnews.ua

Границы нараспашку
Киев на громкие заявления о российской борьбе с терроризмом на чужих территориях пока внятно не отреагировал. Хотя во время саммита стран СНГ в Астане всецело и с энтузиазмом пообещал содействие и моральную поддержку самой борьбе. Разумеется, комментировать грядущие административные реформы в России никто из официальных лиц ни брался. Пока в Украине только рассуждают о том, возможен ли экспорт "чумы XXI века" в нашу страну, и высказывают готовность сотрудничать с россиянами в антитеррористической деятельности. В то же время эксперты не исключают, что слишком активное сближение с Россией в вопросах безопасности Украине явно не на пользу. Включившись в совместную борьбу с терроризмом, мы будем вынуждены разрешить российским спецслужбам действовать на нашей территории, что не может не повлиять на независимый статус государства, который кроме всего прочего предполагает некие секреты, даже от ближайших стратегических партнеров.

Кроме того, не нужно забывать и о других — "технических" причинах, которые должны на самом деле заставить потерять сон руководителей украинских спецорганов. Это практически прозрачные границы с Россией, через которые может просочиться кто угодно: от настоящих боевиков до тех, кто в конъюнктурных целях может себя за них выдавать.

    Реклама на dsnews.ua