• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Энергетический прорыв. Следующую революцию Украина и Грузия договорились сделать на нефтяном и газовом рынках

Реклама на dsnews.ua

На прошедшей неделе в Киеве прошло V внеочередное заседание украинcко-грузинской межправительственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества. Внеплановая встреча оправдывалась актуализацией ряда совместных проектов в сфере обороны, энергетики и транспорта. Окончательное их оформление должно состояться во время визита в Украину президента Грузии Михаила Саакашвили.

Наиболее амбициозным украинско-грузинским проектом считается план транзита природного газа из Ирана на рынки Европы через территорию Армении и Грузии, который был разработан в 2000 г. одним из наших проектных институтов по инициативе тогдашнего вице-премьера Юлии Тимошенко. Проект предусматривает строительство газопровода Иран–Армения–Грузия–Украина, в том числе подводного участка длиной 550 км по дну Черного моря от грузинского порта Супса через побережье Абхазии до крымской Феодосии. В 2001 г. Минтопэнерго Украины утвердило ТЭО этого проекта, подготовленные ОАО "ВНИПИТрансгаза". Проектная смета строительства должна была составить $5 млрд при условии, что газопровод будет поставлять в Европу 60 млрд куб. м газа в год, в т. ч. 10 млрд куб. м для нашей страны. В том же году Украина начала сооружение первой нитки газопровода Джанкой–Феодосия, однако после отставки правительства Виктора Ющенко окрик Москвы заставил власть понизить статус строительства: газопровод Джанкой–Феодосия должен был обслуживать новые небольшие отечественные месторождения газа в Восточном Крыму.

Раздражение Кремля плохо поддавалось объяснению. Ведь по маршруту спроектированного газопровода находятся восемь богатейших как украинских, так и российских газоносных площадей Черного моря, требующих газопроводной инфраструктуры. Прогнозные запасы только двух из указанных структур превышают 100 млн т нефтяного эквивалента — это российская структура Вал Шацкого и украинская имени Палласа, по которым уже заключены договоры о разработке и разделе продукции с европейской корпорацией TotalFina Elf и американской Hunt Oil. Но Россия, по инициативе бывшего главы российского "Газпрома" Рэма Вяхирева, вложила в строительство 600-километрового глубоководного газопровода "Голубой поток" $4 млрд, и это дало ей основания полагать, что никто ничего другого в этом регионе Черного моря не должен строить. К 2003 г. выяснилось, что "Голубой поток" является убыточным и не может быть подключен к освоению упомянутых месторождений. В результате кремлевская элита взялась за кадровую чистку "Газпрома", а Иран и ЕС, в свою очередь, вспомнили об украинском проекте, и весной 2004 г. Иран начал строительство армянской части газопровода.

На нынешних переговорах премьер-министр Юлия Тимошенко и ее грузинский коллега Зураб Ногаидели оговорили дальнейшие шаги по развитию украинско-грузинской части амбициозного газового коридора. Кроме того, был подготовлен проект соглашения и по активизации нефтяного сотрудничества — достройки Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), элементами которого являются грузинский нефтепровод Самгори–Супса–Батуми и украинский Одесса–Броды. По информации замминистра экономики Андрея Березного, в ходе нынешних переговоров стороны обсудили проект соглашения, который предусматривает привлечение украинских подрядчиков к расширению мощности трубопровода Супса–Батуми до 7 млн т в год, в числе которых фигурируют ОАО "Харцызский трубный завод" и СМНПО им. Фрунзе.

Энергетическая тема, безусловно, была главным, но далеко не единственным предметом переговоров. За три дня (именно столько гостила у нас грузинская делегация) стороны успели коснуться практически всех проблемных аспектов отношений двух стран. Причем тон в переговорах явно задавался нашим правительством. Это касается и обсуждения вопроса раздела общесоюзной собственности. Речь идет об объектах, построенных за средства республиканских бюджетов во времена Советского Союза. В этот раз Тбилиси выдвинул претензии на один из них (правительство пока не называет его), расположенный в Донецкой области, Киев — на девять в Грузии (восемь из них — санатории). По словам главы ФГИ Михаила Чечетова, уже в ближайшее время будут подготовлены необходимые документы о взаимном признании прав на претендуемые странами объекты.

По традиции стороны коснулись вопроса расширения внешнеэкономических связей. В прошлом году товарооборот между Грузией и Украиной вырос на 15%, составив $165 млн, из которых $147 млн пришлось на отечественный экспорт. Однако такое положение вещей грузин явно не устраивает. "Нашим экспортерам приходится платить сборы, которые не вписываются в рамки действующего между нашими государствами режима свободной торговли. Нынешние договоренности заложат как среди украинских, так и среди грузинских чиновников новое понимание в сфере укрепления сотрудничества", — отметил Зураб Ногаидели, не став при этом вдаваться в детали этих договоренностей. Впрочем, куда более важной новостью для гостей стало озвученное Юлией Тимошенко намерение существенно снизить импортные пошлины. Это поможет грузинским экспортерам вина и минеральных вод более динамично развивать свой бизнес в Украине, а главное — позволит Грузии выровнять торговый дисбаланс с нашей страной.

    Реклама на dsnews.ua