• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Долгое эхо Северодонецка. Генпрокуратура вспомнила о героях сепаратизма

Реклама на dsnews.ua

Вопреки скептическим прогнозам, дело о сепаратизме, полгода пролежавшее под сукном, в архив не списали. Первыми серьезные намерения следствия Генеральной прокуратуры ощутили на себе нынешний глава Луганского областного совета Виктор Тихонов и бывший харьковский губернатор Евгений Кушнарев. Обоим предъявлено обвинение в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. И Тихонов, и Кушнарев были активными участниками ноябрьского съезда в Северодонецке, где звучали призывы об автономизации юга и востока страны.

Первым обвинили председателя
В течение нескольких месяцев г-н Тихонов вел борьбу в Луганске в одиночку. После зимней отставки губернатора Александра Ефремова в области распался многолетний политический дуэт, весной едва не стоивший Виктору Николаевичу должности. Впрочем, оказалось, что влияние в регионе, последовательно наращиваемое председателем Луганского облсовета еще в его бытность первым секретарем горкома КПСС Луганска, до сих пор окончательно не утрачено.

Последнее десятилетие Виктор Тихонов был фактически первым человеком Луганщины, правда, делящим во многом первенство с Александром Ефремовым, — разъединить их было так же трудно, как сиамских близнецов. Аналогичная "сиамская" ситуация и с бизнесом, хотя все засвеченные фирмы, в т. ч. газотрейдерские и Укркоммунбанк, ассоциируются с г-ном Ефремовым. Поговаривают также, что глава облсовета, опекая многочисленные коммунальные предприятия Луганщины, любил на время представлять себя их полноправным хозяином со всеми финансовыми последствиями. Приближенность к экс-президенту Леониду Кучме гарантировала полное отсутствие правовых последствий.

Примечательно, что луганского высокого чиновника Генпрокуратура не стала тревожить вопросами о коррупции в его родной области. В отличие от Бориса Колесникова, вызванного в ГПУ по делу о сепаратизме, но арестованного по подозрению в вымогательстве, г-ну Тихонову предъявлено обвинение в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность страны по статье 110 ч. 2 Уголовного кодекса. Статья предусматривает от трех до пяти лет тюрьмы. Ареста луганский спикер пока избежал, его взяли на поруки два народных депутата. На съезде сепаратистов в Северодонецке Виктор Николаевич был председательствующим. Похоже, что любовь к председательским креслам до добра его не довела.

Жертва "столичной" прописки"
В день допроса Виктора Тихонова на улицу Резницкую по сепаратистскому делу был также вызван бывший глава Харьковской облгосадминистрации и облсовета Евгений Кушнарев. Занятость следователя луганчанином отсрочила предъявление обвинения Евгению Петровичу меньше чем на сутки. Генпрокуратура инкриминировала генсеку партии "Новая демократия" тот же сепаратизм по той же статье. Евгений Кушнарев также не был арестован, его взяли на поруки уже пять нардепов.

В свое время на приснопамятном северодонецком съезде было объявлено, что столицей создаваемой Юго-Восточной Украинской Автономной Республики лидерами определен город Харьков. Евгений Кушнарев против не был, скорее наоборот: воодушевленный таким признанием заслуг родного города, принятым в том числе и на свой счет, Евгений Петрович призвал "страну огромную встать на смертный бой с оранжевой чумой". Впоследствии он напрочь отказался от своих "столичных" претензий, но слово, как говорится, не воробей.

В последнее время бывший харьковский чиновник активно искал поддержки себе и своему партийному проекту в Москве. Особых успехов, видимо, не достиг — Россия и ориентированные на нее политические силы в Украине фактически "проглотили" информацию об обвинении Кушнарева. Общее равнодушие к его судьбе под условным девизом "Не посадили — и ладно" стало подтверждением того, что в сепаратистском деле каждый будет выплывать поодиночке. Особенно тот, кто влез в злополучный сепаратизм слишком глубоко.

Реклама на dsnews.ua

Период дозревания
Кроме г-д Тихонова и Кушнарева, возможные фигуранты дела о сепаратизме тоже известны каждому, кто видел прямую трансляцию из Северодонецка 28 ноября 2004 г. и особое внимание обратил на президиум. Бывший тогда главой Донецкого облсовета Борис Колесников ныне за решеткой, пока его арест определен судом до 6 августа. Именно г-н Колесников первым предложил возможность референдума о создании ЮВУАР (более известной в украинском варианте как ПіСУАР). Экс-губернатор Донетчины Анатолий Близнюк сейчас переместился в освободившееся кресло местного спикера и всем своим видом показывает, что даже не знает, в какой стороне этот Северодонецк. Бывший одесский мэр Руслан Боделан в бегах. Как и экс-глава Сумской ОГА Владимир Щербань.

Бывший луганский губернатор Александр Ефремов, предлагавший создать для защиты "республики" рабочие дружины, теперь стал активистом Партии регионов (членство в "мертвой" НДП, видимо, стало совсем неэффективным). "Ющенко, посмотри на меня, разве я могу тебя испугаться? Вспомни слова, что лучше умереть стоя, чем жить при тебе на коленях", — потрясал боксерским кулаком на северодонецкой трибуне эмоциональный г-н Ефремов. Ныне его также переполняют эмоции, правда, несколько другие — при каждом вызове в Генпрокуратуру его шансы стать коллегой по несчастью старому другу Тихонову из всей перечисленной компании, наверное, самые высокие.

Виктор Янукович на сепаратистском съезде, признавшем его президентом, резких заявлений не делал. Хотя знал, где находится: при входе в северодонецкий Ледовый дворец участникам собрания сообщали, что с этого дня украинская Конституция на этой территории не действует. Виктора Федоровича больше гложет другая проблема: на прошлой неделе и. о. начальника ГУБОП МВД Украины Сергей Корнич фактически проанонсировал возбуждение уголовных дел против г-на Януковича за должностные преступления, пока же просто, по его словам, "не созрела ситуация". Тот же Сергей Корнич впервые в истории украинской милиции публично назвал земляка экс-премьера бизнесмена Рината Ахметова руководителем организованной преступной группировки и даже попросил Рината Леонидовича не обижаться.

В предчувствии массовых арестов оппозиционерам удалось протащить в ВР закон, вносящий в Уголовно-процессуальный кодекс поправки о взятии на поруки, выторговав его у премьера взамен на голосование за бюджетную резолюцию. Проблема лишь в том, что этот документ, по которому 150 депутатов могут брать на поруки любого арестанта, скорее всего, заветирует Президент. С Виктором Ющенко ведь никто не договаривался, а Юлия Тимошенко, достигнув результата, просто умыла руки. Так что и Борис Колесников, и Иван Ризак, видимо, и дальше будут находиться за решеткой. А оставшиеся на свободе будут ждать дозревания ситуации.

    Реклама на dsnews.ua