• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Борис Тимонькин: "Среди покупателей Укрсоцбанка могут быть украинские инвесторы"

Реклама на dsnews.ua

Банкиры готовятся к переделу финансового рынка, который предвещают сразу после покупки системщиков иностранными коллегами. Уже сейчас нет сомнений: чтобы ни делали аборигены, корпоративные клиенты непременно подадутся в банки с зарубежными капиталами. А потому финансистам ничего не остается, как активнее прежнего привязывать к себе физических лиц и по возможности надолго. О проблемах насущных и перспективах развития украинских банков в интервью "ДС" рассказал председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин.ДС — Борис Владиславович, сколько банков, по вашему мнению, могут сегодня серьезно заинтересовать иностранцев? — Единственный банк, который в течение ближайших пяти лет вряд ли будет продан иностранцам, — Укрэксимбанк. Относительно двух финучреждений — Ощадбанка и Проминвестбанка — я бы поставил вопрос. Остальные представители группы крупнейших могут быть проданы. Я уверен, что их акционеры при соответствующей цене скажут да. Сегодня Украиной интересуются, скажем, около 30 банков, и это лишь пока наш розничный рынок остается непаханым полем. Достаточно сюда зайти пяти крупным европейским финучреждениям, и шестое уже будет думать, стоит ли ему приходить. Поскольку рынок будет покрываться иностранцами, которые придут к нам первыми. Подтверждение тому — опыт банковской системы Восточной Европы, львиная доля которой принадлежит иностранцам — там работают всего 5–10 западных банков. Естественно, крупные иностранные финучреждения, которые готовы платить $400–600 миллионов за украинский банк, хотят покупать наших системщиков. Дешево сейчас ничто не продается — речь идет об умножении аудированного капитала на 1,5–2,5.

ДС — Когда ваши акционеры могут завершить продажу? — Возможно, уже к осени. Думаю, что фактическая продажа банка (осенью может быть достигнута лишь принципиальная договоренность. — "ДС") по срокам уложится в полгода.

ДС — Покупателем будет российский Альфа-банк? — Переговоры велись сразу с несколькими финучреждениями. Не исключено также, что среди покупателей будут украинские инвесторы.

ДС — Каковы последствия прихода на наш рынок иностранного капитала? — Их рыночное преимущество — более дешевые и длинные деньги. Но они еще и более консервативны и осторожны. Пока у западного финучреждения не будет уверенности в том, что все процедуры у украинской "дочки" в норме, оно не станет размахивать тут миллиардами долларов. Кроме всего прочего, иностранцы не изменят своих принципов работы и не начнут демпинговать в угоду текущей конъюнктуре, что очень часто делают отечественные банки. Больших корпоративных клиентов западные финучреждения будут привлекать в первую очередь. Особенно экспортеров и компании, доминирующие на том или ином рынке, такие как "Укртелеком", НАК "Нафтогаз" и им подобные. Поэтому крупные клиенты очень быстро будут дрейфовать в сторону банков с именитыми акционерами. Но, что любопытно, во всем мире крупные корпоративные клиенты не представляют большого интереса с точки зрения ведения бизнеса. Они капризны, мало платят и высоко себя ценят, и на них все меньше можно заработать. Больший акцент делается на розницу, где можно иметь устойчивый заработок с серьезными прибылями.

ДС — Но как раз в этом году банки говорят о существенном притормаживании роста кредитного портфеля по юридическим лицам. Как бы вы оценили эти потери? — Могу сказать, что в нашем банке с начала года объем кредитов для юридических лиц вырос на 300 миллионов гривень. Но мы пережили и падение — на протяжении января–февраля портфель корпоративных кредитов уменьшился на 17 миллионов гривень. Это недополученная прибыль. Экспортеры приостановили инвестиционные программы. Для дальнейшего развития им необходимо понимание ситуации в стране. Крупные предприятия — это локомотив экономики: как только они сворачивают свои программы, сразу же сворачиваются и производства вокруг них. А вот если посмотреть на физлиц, то тут картина совершенно другая — за одну неделю увеличение кредитного портфеля у нас составляет 45 миллионов гривень.

ДС — За счет чего, прежде всего, будут наращиваться объемы потребительского кредитования? — Очень серьезно растет ипотека. За пять месяцев кредитный портфель на рынке недвижимости банковской системы увеличился на 22,6%, то есть за год прирост составит как минимум 54–55%. Изменилась структура ипотеки: развивается строительство и увеличивается объем кредитов на первичном рынке. Большие кредитные портфели формируются в регионах. Только один пример: если в Киеве наш банк за полгода нарастил объемы ипотеки до 400 миллионов гривень, то в Донецке — до 300 миллионов.

ДС — Банки не перестают снижать ставки при кредитовании покупок недвижимости. Есть ли еще возможности по улучшению условий ипотеки? — В вопросе процентной маржи (разницы в ставках между привлекаемыми депозитами и размещаемыми кредитами. — "ДС") банки дошли до маразма. Что такое чистая процентная маржа 5%? Ничего. Поэтому банки вынуждены взимать дополнительные комиссии (кроме процентов клиенты при погашении кредита вносят дополнительные платежи еще на 4–5% годовых за обслуживание кредита. — "ДС"). Сейчас чуть не каждый банк собирается выходить на рынок ипотеки. Естественно, первопроходцы — Приватбанк и "Аваль" — уменьшат свою рыночную долю, поскольку до сих пор они были чуть ли не монополистами на рынке кредитования физических лиц. Остальные же, такие как мы и УкрСиббанк, не имевшие ранее таких объемов, ее увеличат.

Реклама на dsnews.ua

ДС — Как будет развиваться ситуация с привлечением средств под столь активное кредитование? — Можем иметь огромную проблему с ресурсами. Сегодня порядка 80% кредитов берется в долларах, и совершенно противоположная ситуация с депозитами — львиная доля вкладов граждан привлекается в гривне. Коль скоро вкладчики не хотят нести депозиты в инвалюте из-за более низких ставок и слухов о дальнейшем падении доллара (хотя я считаю, что этого не произойдет), то у нас может недоставать СКВ для выдачи кредитов в долларе и евро. В такой ситуации есть стандартные меры, и мы их уже приняли — осуществили выпуск еврооблигаций. Но привезли из Европы лишь $100 миллионов, чего, безусловно, недостаточно. Поскольку $20 миллионов в месяц мы выдаем только населению, а если учесть, что нам пришлось отдать еще на $30 миллионов краткосрочных ресурсов на межбанковском рынке, то ресурса остается и того меньше. Так что придется наращивать объемы синдицированных кредитов по уже открытым линиям и привлекать новые. Разумеется, повышаем ставки по депозитам в долларе и евро — в среднем на 0,5–1% годовых. Стали брать дорогие депозиты не на год, а даже на 18 месяцев. Снижать ставки по гривневым депозитам мы не намерены. Поскольку считаем, что ресурсы нам понадобятся в ближайшем будущем — в четвертом квартале начнется оживление кредитного рынка и потребуется в том числе нацвалюта.

ДС — Собирается ли банк в случае нехватки долларового ресурса ограничивать валютное кредитование? — Вероятно, будем. Для филиалов могут устанавливаться лимиты по валютным кредитам, выше которых они просто не смогут наращивать портфели. Мы уже стимулируем кредитование не в валюте, а в гривне. Например, есть у клиента какая-то слабость (скажем, у него недостает залога или еще что-то), и мы ему говорим, что не сможем прокредитовать его с СКВ, но готовы выдать кредит в нацвалюте. Все просто: мы идем навстречу клиенту, а ему приходится идти навстречу нам.

Беседовала Елена Лысенко ДС

    Реклама на dsnews.ua