• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Юрий Погребняк: "Выход на наш рынок мировых монстров зависит от налоговой политики государства"

Реклама на dsnews.ua

Рост украинского рынка high-tech-продукции привлекает все большее внимание мировых лидеров. В ближайшей перспективе это может привести к серьезным перестановкам во всех сегментах. О перспективах развития рынка high-tech-продукции в интервью "ДС" рассказал старший менеджер представительства Samsung в Украине Юрий Погребняк.ДС — Какие направления бизнеса приоритетны для Samsung в Украине? Насколько они отличаются от приоритетов в других странах? — Сегодня в мире Samsung занимается пятью большими направлениями бизнеса: выпуском полупроводниковой продукции (35% в объеме продаж), телекоммуникациями (порядка 28%), цифровым оборудованием (около 28%), LCD-бизнесом (5%). В подразделение цифрового оборудования входит большинство продуктов, которые мы реализуем на нашем рынке, то есть все IT-продукты, принтеры, мониторы, винчестеры, телевизоры. Пятое направление — бытовая техника, на которую приходится наименьшая доля в объеме продаж. Прибыль корпорации в основном зависит от успешности бизнеса полупроводников, которые на нашем рынке не представлены. В прошлом году оборот Samsung на мировом рынке составил около $120 млрд, а прибыль достигла $30 млрд. Планируется, что в 2005 году доля направления телекоммуникаций в объеме доходов составит 35%, компьютерного оборудования — порядка 32%, а остаток придется на аудио-, видео- и бытовую технику. Нельзя сказать, что первые два направления приоритетны, что мы меньше усилий тратим на продвижение плазменных телевизоров, чем мобилок, просто объемы рынков разные. Насыщение рынка мобильных телефонов еще не произошло — до этого времени остается год-полтора. Когда спрос упадет, доля данного направления в общем объеме продаж уменьшится. В целом же приоритеты украинского рынка не отличаются от мировых. Можно выделить мобильные телефоны, мониторы, принтеры, ноутбуки, плазменные и жидкокристаллические мониторы и телевизоры. Сегодня в первом сегменте мы занимаем около 25% украинского рынка, по мониторам — 60%, принтерам — 40%. Сегмент жидкокристаллических телевизоров только начинает развиваться, и сейчас наша доля на нем составляет порядка 35%. Рассчитываем, что он начнет активно расти, стоимость продукции будет снижаться и жидкокристаллические устройства смогут полностью вытеснить телевизоры с трубкой. Самое существенное увеличение в прошлом году наблюдалось в сегментах мобильных телефонов — около 50–70%. Но есть такие продукты, как мониторы, где наша доля составляет приблизительно 60%, и увеличивать объемы продаж можно только вместе с ростом рынка в целом.

ДС — До недавнего времени торговая марка Samsung позиционировалась как недорогая, но постепенно перешла в более высокий ценовой сегмент. С чем это связано? — Позиционирование по цене связано сразу с несколькими факторами. Насколько интернационален брэнд, какова его стоимость, сколько средств вкладывается в маркетинг в отдельно взятой стране. За последние годы имидж Samsung действительно изменился как на мировом, так и на нашем рынке. Мы сегодня вкладываем самые большие средства в маркетинг, рекламу, разработку каналов продаж. Среди всех мировых IT-компаний мы за прошедший год вложили больше всего денег в новые разработки и научные исследования — порядка $5 млрд. Еще год назад компания позиционировалась как лидер в области электроники. Это привело к более высокому ценовому позиционированию продукции Samsung.

ДС — Расскажите о стратегии развития брэнда Samsung в Украине. — Сейчас мы реализуем новую маркетинговую стратегию. Связано это с тем, что в нынешнем году мы вышли на 20-е место в мире по стоимости торговой марки и стали самым дорогим брэндом, производящим электронику. Позиция лидера — самая сложная. Занять ее значительно легче, чем удерживать. Раньше мы продвигали себя как технологического лидера, а сейчас постепенно отходим от этого направления в сторону эмоциональных акцентов. Теперь подача всего брэнда будет двигаться по этому курсу, что проявляется и в недавно стартовавшей по всему миру рекламной кампании. Мы уже закрепились в сознании потребителя как высокотехнологичная компания, теперь нужно работать в направлении "лайф-стайл".

ДС — Чем, на ваш взгляд, украинский рынок high-tech отличается от рынков других стран? — Наш рынок все еще находится в процессе формирования, который, очевидно, завершится примерно года через три. На формирующемся рынке риски высокие, но и больше возможностей. И сейчас борьба за место под солнцем ведется всеми его участниками: и производителями, и дистрибьюторами, и розничными сетями, которые еще не развиты так, как в Западной Европе. Пока серьезных инвестиций сделано не было. Международные компании — речь идет, в первую очередь, о дистрибьюторах и розничных сетях — только обращают на нас внимание. Так что передел рынка еще впереди. Потому как если сети уровня Dixons или Media Markt решат выйти на украинский рынок, произойдет полная его перетряска. Есть и другие крупные дистрибьюторы, которые работают по всей Европе. По нашему мнению, есть 100%-ная вероятность того, что эти компании пойдут на наш рынок, который наверняка после этого станет лихорадить. Вероятно, мы услышим о них уже в следующем году. Дальнейшее положение вещей зависит от того, какую политику они будут вести и как отреагируют на их выход отечественные компании. Возможны два варианта — продажа своего бизнеса либо конкуренция с ними. В любом случае конечный потребитель от этого только выиграет.

ДС — В каких сегментах рынка вы опасаетесь ужесточения конкуренции в первую очередь? — Сегодня наиболее жесткая конкуренция в сегменте бытовой техники и аудио/видео. В Украину пришли все основные брэнды, работающие в нем. В телекоме также конкуренция очень жесткая, и сейчас здесь уже представлены практически все ведущие производители. С другой стороны, конкуренция будет расти, в первую очередь, в секторе IT, и мы в данный момент работаем над тем, чтобы заготавливать плацдарм и не пускать сюда новичков. Нас больше всего беспокоит активизация китайских производителей в сегментах мониторов и телевизоров. Пока они практически не представлены в Украине, но китайский рынок очень активно растет и серьезно переориентируется на мировой, так что они обязательно придут и сюда. С ними будет очень интересно конкурировать, так как стоимость их продукции может быть действительно низкой.

ДС — Предполагает ли компания расширять сборочное производство в Украине? До какого уровня должен вырасти рынок, чтобы мировые лидеры заинтересовались размещением здесь полноценного производства? — В Украине на сегодняшний день собираются стиральные машины и телевизоры под нашей торговой маркой. Приблизительно 35% этой продукции Samsung, реализуемой на нашем рынке, собирается внутри страны. Делается это на сборочных линиях, которые компании-поставщики приобрели у Samsung. Это крупноузловая сборка, целесообразность которой объясняется разницей в налогообложении для готовой продукции и комплектующих. Все зависит от налоговой политики государства. Как только станет более выгодно ввозить готовую продукцию, сборка здесь будет свернута. Если налог на импорт продолжит существование или станет увеличиваться, тогда объемы сборки будут расти. Что касается чистого производства, то Samsung разделяет позицию других производителей — если это более выгодно, то в стране строятся заводы. Но для этого нашему государству нужно решить слишком много проблемных вопросов. У нас не легализован бизнес, нет нормальных законов о предоставлении налоговых льгот компаниям, размещающим здесь производство. Но правительство понимает, что инвестиции все равно нужны, и, надеюсь, будет работать в данном направлении. Активизация этих процессов никак не зависит от объемов или темпов роста рынка. Он может увеличиваться в разы, но прежде всего имеют значение вопросы налогообложения, политической ситуации, вывода бизнеса из тени. Пока они не будут урегулированы, никто из мировых монстров даже не станет задумываться о крупных инвестициях в наш рынок.

Беседовал Станислав Яблонский ДС

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua