• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Хлеба слишком много. Попытка государства рачительно распорядиться богатым урожаем зерновых не позволила заработать ни аграриям, ни трейдерам

Реклама на dsnews.ua

Ситуация на отечественном зерновом рынке накалилась до предела. Цены снижаются чуть ли не еженедельно и уже почти вдвое меньше обещанных чиновниками накануне сезона 690 грн./т. Не исключено, что пик ценового обвала еще впереди, ведь в стране осело экспортное зерно, оставшееся невостребованным на традиционных внешних рынках сбыта. Правительство хранит странный оптимизм, в упор не замечая проблем, с которыми столкнулись аграрии.

Мыльный пузырь
Как и предсказывали эксперты, Украина в этом году может похвастаться хорошим урожаем зерновых. По данным ведущего аналитика агентства Agriculture Марии Колесник, можно прогнозировать урожай на уровне 36–36,5 млн т зерновых, из которых 18 млн приходится на пшеницу. Это несколько меньше обещанных чиновниками 41 млн т, но все равно очень неплохо. Несмотря на такие, казалось бы, оптимистические показатели, ситуация на отечественном рынке зерна близка к кризисной. В роли детонатора выступило правительство, пообещавшее селянам выкупить урожай по беспрецедентно высоким ценам — 690 грн./т. Впечатляли и заявленные объемы предполагаемых закупок — порядка 5 млн т. Вдохновленные обещаниями селяне уже начали подсчитывать свои будущие доходы и разрабатывать программы их освоения. Но, как говорит Мария Колесник, подобные обещания так и не были подкреплены делом. "Заявленных цен ни Госрезерв, ни Аграрный фонд не выдержали. Максимум, который они готовы платить, — 600 грн./т. В большинстве случаев селянам предлагают еще меньше — 550–560 грн./т. Кроме того, государство не рассчитывается с поставщиками по факту покупки. Как следствие, аграрии неохотно везут зерно на государственные элеваторы, побаиваясь, что смогут получить деньги лишь поздней осенью, тогда как уже сейчас нужно сеять озимые", — отмечает г-жа Колесник. Фермеры жалуются, что в течение последних трех недель невозможно сдать продукцию в Госрезерв. Пристроить урожай в закрома родины смогли только те аграрии, кто имеет связи в среде чиновников.

В самом Госрезерве утверждают, что выйдут на запланированные объемы закупок (порядка 1 млн т) к 1 ноября. По состоянию на 14 сентября было закуплено 267,5 тыс. т зерна, за которое выплачено 151,8 млн грн. Кроме того, почти 110 тыс. т поступило на предприятия системы Госрезерва. То есть на сегодняшний день план по закупке выполнен на 37,6%. Аналогичные цифры приводят и в Аграрном фонде. При этом, как сообщили "ДС" в пресс-центре Госрезерва, чиновники готовы платить 621 грн. за тонну пшеницы третьего класса и 446–510 грн. — за зерно пятого и четвертого классов. "Оплата осуществляется в течение одного-двух банковских дней, и желающих сдать продукцию более чем достаточно", — уверяют в Госрезерве. Если данная информация соответствует действительности, то поведение селян можно назвать более чем странным — вместо того чтобы везти зерно на государственные элеваторы и продавать его более чем по 600 грн./т, они спешно сдают выращенное трейдерам, соглашаясь на гораздо меньшие цены.

Цены катятся вниз
Битва за урожай, под флагом которой прошел нынешний сезон, сломала систему традиционных продаж зерновых, когда трейдеры были готовы забирать продукцию прямо с поля. В этом году чиновники в ряде областей получили рекомендации не выпускать зерно за пределы вверенной им территории и объявили трейдерам войну. В результате некоторые компании отказались от накатанных схем работы с аграриями и перенесли закупки на элеваторы и в порты. О доставке зерна до места назначения селяне теперь вынуждены заботиться сами. И хотя трейдеры предлагают сравнительно неплохие цены (500–600 грн./т), на руки аграрии получают еще меньше, чем ранее, — транспортные расходы с учетом удорожания бензина съедают существенную часть прибыли. Вряд ли трейдеры будут готовы возвратиться к старым условиям даже после стабилизации ситуации на рынке. Ведь, по сути, сейчас выдерживается принятая во всем мире схема работы — покупка с элеваторов, портов и бирж. "Те, кто готов покупать зерно с поля, предлагают за него не более 350–400 грн./т", — рассказывает Мария Колесник.

И вовсе не факт, что селяне со временем смогут поправить свои дела. По данным председателя правления ЗАО "Рамбурс" Сергея Черченко, цены снижаются на все виды зерновых. К примеру, если на 1 июля ячмень стоил 600 грн./т, то к 20 сентября цена составила уже 540 грн./т. Фуражная пшеница, которую в июле можно было продать за 440 грн./т, сейчас стоит 350–360 грн. Он считает, что причины обвала цен не зависят от трейдеров. "Нам до сих пор не вернули долг по НДС (по данным Украинской зерновой ассоциации — около 1 млрд грн.), в результате чего большинство компаний попросту лишены оборотных средств. Кроме того, ряд трейдеров сократили закупки, предложение же, наоборот, выросло. Наша компания, к примеру, уже три недели не ведет операции на рынке зерновых. Нас не устраивают отсутствие четких правил игры, неясная политика властей, которые уже завтра могут обвинить трейдеров в том, что они воспользовались ситуацией и скупили зерно за бесценок", — говорит г-н Черченко.

Эксперты не исключают, что, получив меньше, чем рассчитывали, аграрии не смогут посеять озимые в запланированных объемах, в результате чего в следующем году зерна в Украине будет намного меньше, чем в нынешнем. Статистические данные подтверждают эти опасения. Как сообщает Министерство АПК, по состоянию на 10 сентября хозяйства засеяли всего 927 тыс. га озимых из запланированных 7,65 млн га.

Трейдеры теряют внешние рынки
Специалисты весьма скептичны и в оценках результатов экспорта зерновых. Изначально шансы украинских продавцов закрепиться на мировых рынках были очень хорошие. Излишек зерна, составляющий, по данным агентства "АПК-Информ", порядка 12 млн т, позволял обеспечить неплохие объемы поставок, а неурожай в ряде европейских стран (Франция, Испания, Германия) открывал нашим трейдерам эти рынки сбыта. Итоги же экспортного сезона оказались плачевными. Сергей Черченко оценивает его как полностью провальный — реальные объемы поставок на внешние рынки, по прогнозам МинАПК, не превысят 8–10 млн т, хотя выход двух государственных операторов, наоборот, должен был способствовать их увеличению. Накануне сезона Госрезерв и ГАК "Хлеб Украины" заявили о намерении экспортировать 2,5–3 млн т. "Ясно, что этих объемов не было и в помине", — говорит начальник информационно-аналитической службы агентства "АПК-Информ" Андрей Панкратов. "Позиции украинских трейдеров на рынках пшеницы и ячменя Марокко, Туниса, Алжира, Египта, Израиля, Саудовской Аравии, Йемена существенно пошатнулись, — уверен г-н Черченко. — Все эти рынки являются лакомыми кусками не только для нас, но и для стран-конкурентов — ЕС, России, Казахстана. Наша пшеница оказалась хуже по качеству, чем российская, но при этом дороже. В результате, как и предполагалось ранее, продавцам РФ удалось потеснить украинских. Если перечисленные страны решатся перейти на российскую пшеницу, то нам придется начинать завоевывать эти рынки практически с нуля, и единственный способ, который позволит это сделать, — жесткий демпинг".

Реклама на dsnews.ua

Зерно, которое, по идее, должно быть вывезено за пределы страны, на сегодняшний день осело на внутреннем рынке, что является дополнительным толчком для очередного снижения цен. Прогнозируется, что к зиме рынок ждет очередной ценовой обвал. В такой ситуации в выигрыше остаются разве что переработчики, которым переизбыток сырья сулит снижение издержек, а следовательно, повышение прибыли. Правда, позитив может быть нивелирован удорожанием горючего и других компонентов себестоимости. Хотя долго радоваться не придется и им. Как утверждает Мария Колесник, количество продовольственной пшеницы третьего класса (основное сырье мукомолов) не превысит 13% от всего урожая этой культуры. Потребности же составляют порядка 4 млн тонн. Так что импорт продовольственного зерна возможен уже в январе следующего года.

    Реклама на dsnews.ua