Украина согласна поделиться
Итоги официального визита в Украину президента Румынии Траяна Бесеску 2–3 февраля явно превзошли ожидания румынской стороны. Киев посулил Бухаресту ряд экономических уступок, общий вес которых — сотни миллионов долларов. Реальные причины такого шага остались за рамками официальных комментариев.
Если не брать в расчет украинско-российские газовые переговоры, именно Румыния была самым проблемным экономическим партнером нашей страны за все годы независимости. Центральных конфликтных точек две: территориальный спор, который с 16 сентября 2004 г. по инициативе Бухареста рассматривается Международным судом ООН в Гааге (Румыния не признает право Украины на нефтегазоносный шельф в районе о-ва Змеиный), и работа канала Дунай–Черное море, который, по мнению румын, вредит экологии региона (и составляет серьезную конкуренцию румынским судоходным путям, угрожая в перспективе перетянуть на себя до 60% дунайского грузопотока). Официальный Киев годами яростно отстаивал свои права как на спорные ресурсы углеводородов, так и на восстановление дунайского канала. Эксперты утверждали, что в международном арбитраже у нас есть все шансы на победу. Но в конце прошлой недели позиции киевских переговорщиков почему-то стремительно ослабели.
Все началось с того, что Президент Виктор Ющенко вдруг альтруистически предложил румынскому коллеге совместно добывать энергоносители на спорном участке шельфа. И даже не потребовал от Румынии, с 1 января 2007 г. вступающей в ЕС, согласия на делимитацию морской границы по выгодным для Украины линиям (чтобы присоединиться к Евросоюзу, у страны-претендента не должно быть территориальных споров). "Мы прислали Румынии компромиссное предложение: использовать часть акватории шельфа Черного моря и природные ресурсы на условиях совместной деятельности, — немного путано пояснил наш глава государства. — Речь идет об освоении приблизительно 12 тысяч квадратных километров, механизм которого будет предметом работы президентской комиссии Ющенко–Бесеску". Эта структура должна оперативно решать все политические, экономические и гуманитарные проблемы — по образу и подобию комиссии Ющенко–Путин, которая, впрочем, уже много месяцев не может приступить к работе.
Помимо перспектив использования черноморского шельфа, первоочередной задачей для комиссии станет еще один проект — совместное использование и развитие инфраструктуры канала Дунай–Черное море. Эту идею выдвинул министр транспорта Виктор Бондарь чуть больше недели назад во время встречи с послом Румынии Траяном Христеа. Третий экономический проект, озвученный Виктором Ющенко, касается ядерной сферы. "Мы имеем одни из крупнейших запасов урановой руды и готовы предложить нашим партнерам совместное участие в реализации проекта по формированию цикла ядерного топлива", — заявил украинский Президент.
По мнению экспертов, из всех вышеперечисленных инициатив наиболее спорная — совместная добыча углеводородов до окончательного решения Международного суда ООН по вопросу принадлежности морского шельфа вокруг Змеиного. Прогнозные запасы газа в районе острова оцениваются от 10 до 40 млрд куб. м (по евротарифам на сумму не менее $2,5 млрд). Предполагаемые объемы запасов нефти — от 10 млн т. Для переживающей энергетический кризис Украины они представляют немалую ценность.
Уступчивость нашей власти можно пояснить двумя обстоятельствами. Возможно, Киев пытается сгладить недовольство Бухареста напряженными отношениями между Украиной и РФ. Румыния занимает откровенно пророссийскую позицию и даже не пытается это скрывать. Чего стоит хотя бы фраза, брошенная г-ном Бэсеску: "Я хотел бы быть искренним и сказать, что Румыния поддерживает право России устанавливать цены на уровне рыночных. Мы, к примеру, перешли на рыночную систему оплаты еще в 1999 году". Впрочем, гораздо весомее все же экономическая подоплека смены тональности в переговорах. В 2005 г. в Румынию пришел крупный иностранный инвестор — австрийская нефтегазовая компания OMV, купившая 35% акций главной газонефтяной румынской компании Petrom и заключившая соглашения о разработке шельфа не только в Румынии, но и в Украине. К концу этого года австрийцы собираются начать поставку в Восточную Европу газа из альтернативных России источников (Ирака, Ирана и Азербайджана). Эти поставки могут пройти через Молдову в Украину, что очень нравится Киеву.