• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Кони и люди. Футбольные магнаты заинтересовались полтавской рудой

Реклама на dsnews.ua

Вокруг Полтавского ГОКа разгорается международный скандал. Группа оффшорных компаний, в далеком 2002 г. продавших 40% акций ГОКа, неожиданно решила вернуть ценные бумаги себе.

В 2002 г. группа "Финансы и Кредит" окончательно установила контроль над ПГОКом. Четыре компании-нерезидента (Gilson Investments, Emsworth Assets, Calefort Developments, Trimcroft Services) продали другой четверке зарубежных предприятий (Eastcoast United, Statex, Newport, Sayers Holdings) 40% акций ГОКа. После завершения сделки в 2003 г. группа "Финансы и Кредит" сформировала органы управления комбината.

Тогда аналитики пришли к выводу, что "словацкие" хозяева ряда украинских обл-энерго, контролирующие продавцов акций ПГОКа, утратили интерес к горно-металлургическому комплексу. Последующее развитие событий во многом подтвердило такое мнение. Gilson, Emsworth, Calefort, Trimcroft, наряду с такими видными представителями "словаков", как Repechine Finance, Urbanic Finance, Sofisu, в 2002–2004 гг. живо вводили своих делегатов в органы управления компаний самых разных направлений деятельности. В энергетическом секторе, помимо ряда облэнерго, под контроль группы попали такие заметные активы, как "Днепргаз", "Харьковгаз", "Донецкгоргаз", "Криворожгаз". Для диверсификации бизнеса группа начала формирование сети гостиниц Premier-Hotels, а также реализацию ряда других проектов. В Украине интересы "словаков" представлял скандально известный предприниматель Максим Курочкин, а бизнес группы тесно пересекался с Украинской финансово-инновационной компанией (один из ее совладельцев — Calefort).

Но в прошлом году в бизнесе "словаков" наметились сбои. Первым тревожным звонком стало объявление г-на Курочкина в розыск (это произошло 15 марта 2005 г.). МВД обвинило данного гражданина РФ в множестве хозяйственных "проступков", наиболее резонансными среди которых были попытки купить днепропетровский рынок "Озерка", а также совместно с экс-главой ДУСи Игорем Бакаем провести теневую приватизацию киевских гостиниц "Днепр" и "Спорт". Тогдашний заместитель министра внутренних дел Геннадий Москаль даже назвал Максима Курочкина "известным московским криминальным авторитетом". "Словаки" тут же поспешили откреститься от него. Premier-Palace сразу после объявления в розыск распространил сообщение о том, что он был уволен с поста члена совета отеля задолго до этого нелицеприятного факта. В прошлом году даже появилась информация о том, что "словаки", которых связывают с исполнительным директором футбольного клуба ЦСКА (Москва) Александром Бабаковым, ищут покупателя для своих украинских облэнерго. Поэтому, когда в январе отечественные СМИ сообщили об их переговорах с чешской государственной энергокомпанией СЕZ, наблюдатели посчитали, что группа намеревается свернуть бизнес в Украине.

На таком замечательном фоне возобновление интереса "словаков" к Полтавскому ГОКу осталось незамеченным. Между тем в августе 2005 г. гражданин Франции Александр Гарез выдал ряду граждан Украины доверенности на представление в нашей стране интересов оффшорных компаний-продавцов. Две из них — Gilson Investments и Emsworth Assets — в октябре зарегистрировали свои представительства в Донецке. А уже в начале ноября начался интересный судебный процесс. Gilson обратилась в Хозяйственный суд Донецкой области с иском ко всем остальным участникам процесса (с учетом того, что в ходе сделки интересы покупателей представляло киевское ЗАО "Деловые партнеры", в деле появилось девять ответчиков). Донецкая регистрация представительства Emsworth (компания вошла в число ответчиков) вполне позволила обратиться в суд по месту ее нахождения. Истец потребовал признать недействительным договор купли-продажи акций Полтавского ГОКа.

Причины, по которым резиденты Великобритании решили скрестить шпаги в суде заштатного промышленного региона Украины, общественности неведомы. Возможно, регистрация представительств была вызвана тем, что в соответствии с договором для решения всех спорных вопросов стороны должны обращаться в Международный коммерческий арбитраж, чего истцу делать, похоже, не хотелось. Возможно, иностранцы просто были наслышаны о высокой квалификации и непредвзятости донецких судей. Ход процесса показал, что служители Фемиды, действительно, крайне одаренные люди, способные воспринимать тонкости взаимоотношений нерезидентов на лету. "Нас крайне удивило, что судьи, удалившись в совещательную комнату для обсуждения ходатайств, вышли из нее через 30 минут с готовым текстом решения на восьми страницах, — отметил представитель ЗАО "Деловые партнеры" Андрей Никитин. — Не говорю уже о том, что нами было представлено официальное заключение ГКЦБФР о соответствии законодательству договора купли-продажи акций. Однако суд руководствовался коммерческим заключением донецкого Института экономико-правовых исследований". Депутат Константин Жеваго оценил процесс еще более резко. "Будем называть вещи своими именами — международные мошенники во главе с Бабаковым и Гарезом хотят "кинуть" реальных собственников на десятки миллионов долларов", — заявил Константин Валентинович.

Глубинный же смысл возобновления интереса "словаков" к ПГОКу пока остается непонятным. Видимо, они осознали, что сейчас комбинат стоит гораздо дороже, чем в 2002 г. А если учесть определенные сложности, с которыми группа столкнулась в Украине, лишними пара десятков миллионов долларов для нее явно не будут. Может быть, ясность появится 14 февраля, когда Высший хозяйственный суд рассмотрит кассационную жалобу ЗАО "Деловые партнеры". Или после того, как МВД и СБУ выполнят поручение Президента разобраться в ситуации, принятое по итогам изучения главой государства письма трудового коллектива.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua