• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Инстинкт самосохранения

Реклама на dsnews.ua

Государство решило спасти остатки своей нефтепродуктовой инфраструктуры

Минтопэнерго решило объединить свои активы в железнодорожной перевалке, хранении и трубопроводном транспорте нефтепродуктов. Функция возрождения этой отрасли возложена на новую госкомпанию "Укртранснефтепродукт", в которую войдут четыре специализированных государственных предприятия. Во времена СССР Украина считалась обладательницей самой разветвленной в Европе нефтепродуктовой инфраструктуры, однако за годы независимости большинство ее мощностей потеряли былой уровень загрузки. Внутрисемейная приватизация и раболепие властей перед нефтяными интересами России привели к тому, что этот сектор нашей экономики на протяжении 1992–2004 гг. заметно ослабел. Некогда он состоял из мощного резервуарного парка сотен нефтебаз, сети продуктопроводов протяженностью более 3,5 тыс. км, а также десятков железнодорожных эстакад, которые могли ежегодно переваливать с трубопроводов в железнодорожные цистерны и автотранспорт более 10 млн т мазута и дизтоплива.

Сегодня под прямым контролем государства осталось порядка

680 км продуктопроводов, дюжина крупных нефтехранилищ с полезным объемом хранения в 2,2–2,5 млн т, а также сеть эстакад с мощностью единовременной перевалки 75–100 тыс. т нефтепродуктов. Долгое время их управление было разобщено между различными госпредприятиями, к тому же поднимать отрасль у государства не было ни желания, ни средств. В результате, несмотря на существующий законодательный запрет на частное владение трубопроводами и их инфраструктурой, некоторые трубопроводные узлы и нефтебазы стали государственными придатками российских нефтекомпаний, особо приближенных к бывшей украинской власти, другая их часть буквально срезана на металлолом.

До 2005 г. такая ситуация, похоже, всех устраивала. Однако в минувшем году Украина подписала Энергетический меморандум с Евросоюзом и стала членом Европейского энергетического сообщества, что возложило на нашу страну ряд нелегких обязательств, в том числе и по созданию стратегического резерва нефтепродуктов в объеме их трехмесячного потребления внутренним рынком. Если учесть, что ежегодно мы сжигаем более 14 млн т топлива, то закупить и обеспечить его хранение необходимо в объеме около 3,5 млн т. Этой задачей власти озаботились с начала нынешнего года, а уже к июлю должна быть определена схема финансирования создания резерва: либо введение дополнительных надбавок к розничной цене на бензин, либо предоставление налоговых льгот частным нефтекомпаниям в обмен на их взносы в резерв. Россияне, контролирующие украинский нефтерынок, больше заинтересованы во втором варианте, государство же склоняется к выбору первого из указанных путей. А потому процесс выбора системы финансирования резерва обещает быть непростым и долгим. Вполне вероятно, что за это время частные трейдеры предпримут попытки увести из-под контроля государства оставшиеся у него активы инфраструктуры хранения и транспорта нефтепродуктов, дабы склонить власти к удобному им варианту накопления резерва.

Как поясняют в Минтопэнерго, именно спасение оставшейся в руках у государства нефтепродуктовой инфраструктуры стало причиной нынешнего создания "Укртранснефтепродукта". В соответствии с приказом министерства в его состав вошли крупнейшее в Восточной Европе нефтяное хранилище, расположенное в подземных соляных резервуарах под Лубнами, Полтавская область (государственное предприятие "Лубенское районное управление магистральных нефтепродуктопроводов"), Бориспольское (приостановлено распоряжение о его ликвидации), Кременчугское и Лисичанское управления магистральных нефтепродуктопроводов. Все они состоят из технологически неразрывных комплесков, которые объединяют не только трубо-проводы, но и железнодорожные эстакады, нефтебазы и другую инфраструктуру.

"Наши хранилища могут отгружать или принимать на хранение до 0,5 млн т нефтепродуктов. Уже проработаны технологические возможности для расширения общих мощностей резервуарного парка управлений. На сегодня активы Кременчугского и Лубенского управлений уникальны — по мощностям хранения они не имеют равных в Украине", — рассказал "ДС" глава "Укртранснефтепродукта" Алексей Коптев. По мнению экспертов, кроме оживления некогда полностью засекреченных украинских нефтехранилищ и повышения энергетической безопасности страны, создание нового государственного предприятия должно решить и еще одну важную задачу: перекрыть масштабные хищения нефтепродуктов. Сейчас при транспортировке по железной дороге бесследно исчезает до 8–10% перевозимого топлива, тогда как в системах нефтепродуктопроводов потери колеблются в пределах 1–4%. Этот уровень вообще можно будет свести к нулю после успешного сосредоточения в одних руках некогда разобщенных государственных нефтебаз и продуктопроводов. К тому же государство уже в ближайшие годы может увеличить свои доходы от операций на рынке нефтетранспорта за счет перетока заказов на поставку мазута и дизтоплива с железных дорог к оживленным дизелепроводам.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua