• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

"Полтавскую битву" выиграли англичане

Реклама на dsnews.ua

Королева Великобритании может спать спокойно. Повод для нормального сна дал Высший арбитражный суд Украины — на минувшей неделе он высказался в пользу подданных Ее Величества — британской компании JP Kenny, увеличив долю последней в Полтавской газонефтяной компании до 66,2%. Второй учредитель — Фонд госимущества Украины — остался в проигрыше. Именно это обстоятельство позволяет предположить, что королевский сон может быть крепким, но никак не долгим.

Учредителями Полтавской газонефтяной компании (ПГНК) в свое время были британская компания JP Kenny (49% уставного фонда) и Фонд госимущества (25%). Третий учредитель, владеющий 26% акций, после серии преобразований попал под контроль НАК "Нафтогаз України". Тут-то все и началось. В Фонде рассудили так: если НАК структура государственная, значит, и ее доля не менее государственная. Британцы в ответ спросили: "А почему, собственно? Никаких НАКов в уставе нет. Так что давайте эту долю поделим пропорционально: у нас будет 66,2%, а у вас — все остальное". Нетрудно догадаться, что Фонду идея эта не понравилась. Начался скандал (эту стадию еще называют "попыткой урегулировать ситуацию путем переговоров"). Путь оказался малоэффективным, и Фонд перешел к атакующим действиям. Считая, что обладает контрольной долей в компании (25 + 26 = 51%), он созывает собрание учредителей, на котором исключает JP Kenny из состава участников. Возмущенные британцы подают в суд. Они просят не только аннулировать результаты злополучного собрания учредителей, но и пропорционально разделить "подвисшую" 26%-ную долю. Они же подключают к делу тяжелую артиллерию: украинского посла в Великобритании зовут на "консультации" в английское внешнеполическое ведомство, в Киев прибывает член палаты лордов, чтобы "не скрыть своего раздражения", а премьер-министр Англии вступает в трогательную переписку с украинским Президентом.

Можно сказать, что победителем из того судебного разбирательства вышел только суд. Как и просила JP Kenny, он аннулировал результаты собрания, но долю делить не стал. То есть были устранены последствия, но никак не причины конфликта. По сути, дело было отложено. Время стороны потратили на очередные "попытки урегулировать ситуацию путем переговоров" и мелкие стычки друг с другом. И вот в начале лета JP Kenny подает еще один иск — о необходимости пропорционального раздела свободной доли. Слушания были назначены на 26 июня, однако из-за неявки истца перенесены на день позже.

27 июня собрались все. Суд заседал часа два, которые ушли на констатацию противоречий и прорех украинского законодательства. Каковы признаки реорганизации предприятия и применимы ли они к видоизменениям, произошедшим с тем самым третьим учредителем? Что можно считать решением собрания участников компании — согласие большинства или единогласие? И так далее. Доводы британцев суд счел убедительнее. Свободная доля в 26% поделена между JP Kenny и Фондом госимущества пропорционально их участию, то есть ПГНК перешла под контроль британцев.

Было бы наивно предполагать, что дело этим и закончится. Начальник юридического управления ФГИ Юрий Барабаш заявил, что Фонд будет опротестовывать данное решение. И тут надо упомянуть еще одну дату. 28 июня в Украине началась так называемая малая судебная реформа, которая привнесла в размеренную жизнь судов неразбериху. Как объяснил заместитель председателя ФГИ Дмитрий Парфененко, "некоторое время нам попросту некуда будет обращаться с протестом". Более того, это будет уже не протест, а новое судебное разбирательство. Как считает г-н Парфененко, JP Kenny осознано довела рассмотрение дела до критической точки; именно поэтому, по его мнению, представители компании не явились в суд на день раньше: решение было вынесено вечером 27-го и времени на протест у ФГИ не осталось. Даже если все так и есть, вряд ли стоит винить в этом противников Фонда. В конце концов, не они затевали судебные реформы. Просто они с умом воспользовались стечением обстоятельств.

На вопросы корреспондента "ДС" согласился ответить генеральный директор Полтавской газонефтяной компании Тимофей Каунов.

ДС — Как долго, на Ваш взгляд, продлится определенность, возникшая после решения суда? — Насколько я знаю, закон дает на внесение апелляции 30 дней. Но какова процедура будет сейчас, после начала судебной реформы, мне сказать трудно. Я не сомневаюсь только в том, что ФГИ будет отстаивать свои права.

Реклама на dsnews.ua

ДС — Говорят, JP Kenny намерено затягивала процесс, чтобы "попасть" под эту реформу... — Это не так. Произошла путаница. Первоначально суд был назначен на 4 июля, но в субботу 23 июня было принято решение о переносе на 26-е. Напомню, что этот день был объявлен рабочим, но это относилось лишь к госучреждениям. Юридическая фирма, которая представляет интересы JP Kenny, в этот день не работала. О своем решении суд сообщил телефонограммой, которую принял охранник и не передал "по вахте". В итоге, когда юристы узнали о заседании, было уже поздно. Когда же их известили о новой дате, они явились безоговорочно.

ДС — Позволяет ли устав ПГНК обладателю 66,2% акций исключить из числа участников своего компаньона? — Нет, не позволяет. Есть перечень вопросов, которые решаются простым большинством, а есть вопросы, которые решаются только единогласно. Исключить участника можно только единогласным голосованием. Я слышал, в Фонде опасаются, что JP Kenny якобы может их исключить, но эти опасения не имеют под собой никаких оснований.

ДС — Как же Вы собираетесь работать с Фондом? — Я так думаю, сейчас наступит момент отрезвления: закончатся попытки Фонда, точнее, попытки его руками экспроприировать имущество инвестора, и Фонд займется своим прямым делом и приватизирует принадлежащую ему часть уставного фонда ПГНК. Проблема в том, что Фонд никогда не найдет общего языка с JP Kenny. ФГИ — это некоммерческая организация, они не профессионалы в разведке, добыче и реализации углеводородов. Поэтому, повторю, надо приватизировать эту долю, чтобы она попала в руки людей, которые знают, что такое деньги либо что такое технологии.

ДС — Кто-нибудь уже проявил интерес к этой доле? — Я не хотел бы говорить на эту тему из этических соображений. В свое время проявлял интерес Проминвестбанк — хотел быть участником именно как финансовая группа. Но ФГИ высказался категорически против, и они сделали это официально. Были еще предложения, но на уровне разговоров — конкретных переговоров не было. Скажу лишь, что это были украинские компании.

ДС — И когда эта доля фактически пере- йдет под контроль британского учредителя? — Я думаю, не раньше, чем через месяц. Опыт показывает, что регистрировать подобного рода документы в Полтаве очень сложно. Для примера скажу, что мы никак не можем восстановить регистрацию СП "ПГНК", а это было предписано судом еще в начале апреля, то есть прошло уже три месяца.

    Реклама на dsnews.ua