• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Демократ- оборотень

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе "Наша Украина" предложила "регионалам" создать коалицию "на двоих" — без коммунистов и социалистов. В соответствии с этим сценарием развития событий премьерское кресло должен был занять Юрий Ехануров, а "краснобаю" Виктору Януковичу отводилась роль спикера. Однако Партия регионов отказалась от предложения, дав тем самым понять, что политический проект под названием "Александр Мороз" является для "сине-белых" приоритетным.

Она у них узкая
По аналогии с ранее планируемой так называемой широкой коалицией альянс "регионалов" с социалистами и коммунистами можно назвать коалицией узкой: именно такой формат является наиболее выгодным для Виктора Януковича и его коллег. Ибо мегафракция в составе 186 депутатов объединяется с двумя по существу исчезающими политическими "видами" — 33 социалистами и 21 коммунистом. То есть донецкие получат право единолично сформировать правительство, уступив не более трех–пяти портфелей своим "малиновым" коллегам. Хотя в парламенте формально заправляют социалист Александр Мороз и его первый зам коммунист Адам Мартынюк, однако после заключения соглашения партиями большинства КПУ и СПУ становятся зависимыми от ПР. На практике это означает, что г-н Мороз и товарищ Мартынюк превращаются в исполнителей воли "сине-белых". Поскольку донецкие без особых проблем приучают всех своих партнеров к дисциплине, в том числе и политической, то в случае неповиновения спикера и его зама ожидает жесткая политическая "предъява". Особенно положение Сан Саныча усугубится, если "регионалам" удастся наскрести еще десятка три голосов в противоборствующем лагере. Поэтому если г-н Мороз надеется быть столь же независимым спикером, как в 1994–1998 гг., то он будет сильно разочарован.

Именно этот политический монополизм и прельщает Партию регионов в формате узкой коалиции. Ощутив силу власти, "регионалы" сегодня вряд ли согласятся создавать с "нашеукраинцами" альянс на равных.

Свободно-конвертируемый Мороз
Как только завершилось голосование по избранию спикера, "оранжевые" вполне серьезно продумывали план реванша, состоявший практически из одного пункта — сманить Александра Мороза обратно. Столь дерзкое предположение базировалось на подробном изучении биографии Александра Александровича, а также знании двух его важных черт как политика.

Первая из них — г-н Мороз не считает нужным держать данное кому-то слово. Впервые это проявилось еще в начале 1990-х: тогда Александр Мороз и Леонид Кучма были давними соратниками по так называемой "группе-239" — провосточной депутатской группе в ВР, названной по числу входящих в ее состав депутатов и оппонировавшей демократической "Народной Раде". Возглавлял эту политическую силу Александр Александрович, а Леонид Данилович был лидером "красных директоров", составлявших ее идейный костяк. В 1994-м господа Мороз и Кучма договорились совместно "брать" власть: первый метил в спикеры, а второй — в президенты. Именно в этот период проявился неоднозначный характер Сан Саныча: при поддержке лояльных к Леониду Кучме фракций Александр Мороз стал спикером, однако не только отказался поддерживать своего недавнего партнера в президентской избирательной кампании, но и выдвинул свою кандидатуру. Уже после победы Леонида Даниловича спикер, согласно действующей на то время Конституции, сделал несколько кадровых назначений в правительстве, не согласовав их с президентом, чем окончательно испортил отношения со своим недавним политическим подельником.

Подобных примеров девальвации морозовского слова немало. Например, в 1999 г., в период президентской кампании, Александр Мороз обещал снять свою кандидатуру в пользу соратника по "каневской четверке" Евгения Марчука. Как рассказывает сам Евгений Кириллович, Александр Александрович, как и намеревался, созвал пресс-конференцию, но на ней неожиданно выдал журналистам диаметрально противоположное по смыслу сообщение: "Мороз идет до конца".

Вторая по значимости политическая черта Мороза-игрока: в политике у него нет друзей, зато весьма ощутимы его интересы. Эта известная поговорка касается всех политиков, но Сан Саныча — особо. Например, за последние пять лет руководимые им социалисты не раз предавали своих соратников по антикучмовской коалиции, впоследствии конвертировавшейся в "оранжевую", а потом снова возвращались "в семью".

Реклама на dsnews.ua

2001 год. Леонид Кучма отправляет в отставку правительство Виктора Ющенко, предложив парламенту проголосовать за Анатолия Кинаха. Эта кандидатура оказалась проходной только благодаря поддержке фракции СПУ. В 2003-м Александр Мороз, вопреки договоренностям с Виктором Ющенко о координации действий в ВР, вступает в тайные переговоры с главой президентской администрации Виктором Медведчуком, разрабатывая совместные планы относительно проведения политреформы.

2004 год. Александр Мороз отказывается снять в первом туре свою кандидатуру в пользу Виктора Ющенко. Как рассказывают тогдашние соратники Виктора Андреевича, г-н Мороз поддержал "оранжевую" революцию и ее лидера лишь после того, как был выполнен ряд его условий. Впоследствии некоторые СМИ предположили, что среди прочего Сан Саныч озвучил требования и финансового характера.

С учетом вышеизложенного, демократы вполне могут лелеять планы политического воссоединения с Александром Морозом. Но это случится не раньше, чем он завершит главный проект своего политического десятилетия — политреформу, которую с тайной мечтой о личном спикерском реванше вынашивал еще с 1994 г. и с таким трудом на пару с Виктором Медведчуком воплощал в 2003–2004 гг. Именно стремление лишить главу государства огромнейших полномочий дополнительно роднит лидера СПУ с ПР: "регионалы" тоже выступают за завершение политической реформы, по крайней мере, пока в президентском кресле восседает Виктор Ющенко.

239–12=238
Кого уж наверняка предал Александр Мороз, так это своих однопартийцев и избирателей. Фактически через 12 лет после распада "красно-восточной" "группы-239" Александр Мороз на пару с Партией регионов и Компартией воссоздал "группу-238" — именно столько депутатов проголосовало за спикерство г-на Мороза. С их помощью Александр Александрович получил возможность занять кресло главы парламента, но, во-первых, еще неизвестно, насколько стабильной будет "антикризисная" коалиция; во-вторых, пока весьма туманными кажутся перспективы СПУ как партийного проекта. Демонстративно вышел из партии министр внутренних дел Юрий Луценко. "Сегодня мои коллеги, друзья по 15-летней совместной борьбе с олигархией голосуют и братаются с г-дами Чечетовым, Киваловым, Засухой, иными деятелями кучмизма. В этой ситуации я считаю, что это уже не демократический социализм, а олигархический силицилизм", — с такими словами министр покинул ряды Соцпартии. Сам по себе демарш наиболее популярного на сегодня в стране социалиста еще ничего не значит, однако доподлинно известно, что г-н Луценко давно уже работает с некоторыми молодыми "нашеукраинцами" над проектом создания новой партии. Как только она будет основана, можно предположить, что значительная часть районных и областных соцпартийных ячеек перекочует под новые знамена.

Параллельно "оранжевые" будут пытаться сманить парламентских соратников Александра Александровича. В принципе, этот процесс происходит уже сегодня. Депутат от "НУ" Николай Катеринчук заявляет, что, согласно регламенту ВР, до 17 июля еще действует "оранжевая" коалиция, и ее создатели попытаются пополнить ряды теми депутатами-социалистами, "которых принудили принять решение о вхождении в коалицию с "регионалами" и коммунистами". Сегодня у демократов 207 голосов, следовательно, для возобновления коалиции известного цвета им необходимо еще 19, а это более чем половина фракции СПУ (33 голоса).

Единственное событие, могущее в ближайшее время спасти политическое реноме Александра Мороза, а значит, решить множество его проблем, — это расширение и без того широкой коалиции за счет фракции "Нашей Украины". В этом случае прозорливый Александр Александрович будет выглядеть уже не изменником, а первопроходцем.

    Реклама на dsnews.ua