"Бизоны" выходят на тропу войны
Региональные трейдеры в лице харьковской компании "ДДС" вновь напомнили о своем существовании. Они обвинили крупных импортеров нефти в монополизации отечественного рынка нефтепродуктов.
Сегодня три отечественных производителя нефтепродуктов ("ЛиНОС", "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" и "Херсоннефтепереработка") принадлежат российским компаниям ТНК, "ЛУКОЙЛ" и казахскому "Казахойлу". Еще на одном, "Укртатнафте", с лета прошлого года активно работает российская "Татнефть". Два западноукраинских завода перерабатывают как отечественное, так и импортное сырье. "Сейчас распределение долей на рынке нефтепродуктов следующее: "Укртатнафта" — 35%, "ЛиНОС" — 29%, "Херсоннефтепереработка" — 11%, "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" — 8%, "Галичина" — 7%, "Нафтохімік Прикарпаття" — 4%, а импортное горючее занимает 6%. Как известно, по антимонопольному законодательству Украины нарушением является контроль над более чем 35% рынка", — говорит "ДС" директор энергетических программ Украинского центра политических и экономических исследований им. Александра Разумкова Владимир Сапрыкин.
Увеличение доли украинских производителей не имеет "подтекста" и объясняется очень просто. "Наша компания, как и другие нефтяники, проводит в Украине политику, нацеленную на построение цепочки сбыта по принципу "от скважины до бензоколонки". Вполне закономерно, что при построении вертикали отпадает необходимость как в посредниках, так и в полулегальных схемах по импорту горючего", — объясняют "ДС" в пресс-службе московского офиса "ЛУКОЙЛа".
Как считают украинские эксперты, негативная реакция на рыночные изменения со стороны отдельных трейдеров объясняется просто: сокращение импорта ГСМ с 36% в марте прошлого года до 6% в марте нынешнего не позволяет применять схемы ухода от налогов при импорте нефтепродуктов. По данным Минэкономики, потери бюджета при использовании предприятиями с иностранными инвестициями льгот при уплате акцизного сбора на импортные нефтепродукты в 1999 г. составили $200 млн — в этой цифре пряталась прибыль региональных посредников-импортеров. "По моим данным, именно в Харькове работало наибольшее количество льготных импортеров ГСМ — это ПИИ "Бизон", "Буртекс", "Силио". "ДДС", как связанная с ними фирма, не может согласиться с тем, что ее вытеснили с рынка отечественные производители", — рассказал "ДС" Валерий Кузьменко, эксперт Национального института проблем международной безопасности СНБОУ. В свою очередь, уход с рынка компаний-посредников способствовал оживлению производства, появлению новых видов нефтепродуктов и улучшению их качества. В частности, если загрузка производственных мощностей отечественных НПЗ в марте 2000 г. составляла 6,3%, то сегодня — 36,3%.
Беспокойство руководителей мелких нефтетрейдерских компаний вполне объяснимо, поскольку они не сумели вовремя предвидеть структурные изменения рынка и не попытались найти новые формы сотрудничества с производителями. Часть украинских трейдеров, заработавших средства на посреднических операциях с ГСМ, приобрели пакеты акций НПЗ, другие — построили собственные сбытовые сети. "То, что происходит на рынке ГСМ, совершенно закономерно, и не стоит по этому поводу устраивать истерик. Действительно, в будущем останется шесть–восемь операторов на нефтерынке. Но потребитель от этого только выиграет. Нефтяники будут конкурировать друг с другом, постоянно снижать цены и повышать качество предлагаемых услуг. Кроме того, что важно для отрасли, будут стабильно работать заводы", — говорит "ДС" Алексей Оськин, начальник отдела сбыта "АТЭК 95".