• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Юрий Криворучко: "Это был хороший урок, правда, дорогой"

Реклама на dsnews.ua

Осенью уходящего года закончилась реконструкция исторической части Львова, приуроченная к его 750-летию. Ее проведение сопровождалось массовыми акциями протеста, поскольку общественность была возмущена тем, как строители относятся к историческим ценностям. Но местные власти не прекращали работы, ссылаясь на необходимость в срок потратить средства, выделенные из госбюджета для подготовки к празднованию юбилея. Результат превзошел все ожидания — многие почитатели Львова считают, что площадь Рынок теперь изуродована. Почему так произошло, "ДС" рассказал главный архитектор города Юрий Криворучко.

— Юрий Иванович, есть ли у Львова генеральный план развития?

— Да, действующий генплан был утвержден Кабмином в 1993 году, и должен был определять развитие областного центра на последующие 25 лет. Однако он уже потерял свою актуальность, поскольку не учитывает изменения в земельной политике города, развитие рынка недвижимости и так далее. Также за это время Львов вошел в список ЮНЕСКО, что подразумевает особое отношение к исторической части облцентра площадью более 2100 га. В связи с этим в 2001 году руководство города решило внести изменения в данный документ, но, по сути, мы занимаемся разработкой нового генплана, а после его утверждения будем устанавливать новые правила застройки. Большие сложности в корректировке генплана вызваны тем, что во Львове очень много памятников архитектуры и садово-паркового искусства. При этом 98% горожан живут за чертой исторического центра и нуждаются в современном жилье, объектах инфраструктуры. Надо хорошо подумать, чтобы сохранить природу и историю, сделав город удобным.

— Что значит удобным?

— В последнее время многие жители считают, что прежде всего Львов должен быть безопасным для проживания. Впрочем, того же хотят и туристы, на которых мы возлагаем большие надежды. Поэтому особое внимание нужно уделять тому же освещению улиц, благоустройству территорий, транспортной проблеме, стоящей в городе очень остро. У нас по сравнению с подобными по населению западными городами — Краковом, Вроцлавом, Лодзью, Штутгартом, Бордо — в четыре раза меньше площадь и в два–три раза — протяженность улиц. Хорошо, что пока и машин не так много, как у них. Чтобы развивать инфраструктуру, Львову нужно расширить свою территорию за счет прилегающих сел. Уже даже оглашен тендер на концепцию границ города, но сейчас не могу сказать, где они пройдут. Это большой вопрос и для самого Львова, и для области.

Определяя новую черту областного центра, нужно учитывать ряд показателей. Один из них — цена земли. Те пригороды, где участки почти такие же дорогие, как во Львове, нужно присоединить, как и села, откуда люди каждый день едут на работу в город. Правда, не все местные советы согласны объединить территорию, но будем объяснять, насколько это им выгодно. Надо начинать договариваться на взаимовыгодных условиях.

— Как в ближайшей перспективе можно решить транспортную проблему, ведь нельзя вводить только ограничения проезда по центру, которые практикуются сейчас?

Реклама на dsnews.ua

— Прежде всего нужен целостный подход к проблеме парковок. Нужны многоэтажные, в том числе и подземные паркинги на подъездах к исторической части, чтобы служащие и туристы могли оставить там машины и пройтись до центра несколько минут пешком. Мы сейчас четыре раза в день фотографируем Львов со спутника, чтобы увидеть транспортные потоки и подсчитать количество автомобилей и необходимых стоянок. Еще надо развивать систему общественного транспорта. Идеальным было бы метро, но это очень дорогая затея. Через Львов проходит много железных дорог, неплохо было бы использовать их для запуска скоростных внутригородских электричек. Транспортную систему облцентра разрабатывают вместе с генпланом. Но финансирования два года не было, так что конкретная дата ее готовности пока отодвигается.

— В прессе были сообщения о возможном создании городов-спутников Львова. Можно об этом подробней?

— В принципе они и сейчас есть. Например, Жовква считается спутником исторического характера, туристы после Львова часто едут туда. А трудовым спутником был Городок. В советские времена при 800-тысячном населении в областной центр ежедневно съезжались 127 тысяч трудовых мигрантов из прилегающих населенных пунктов, расположенных в радиусе 100 км от Львова. Сейчас эта цифра уменьшилась в десять раз, до 12 тысяч из-за упадка крупных промышленных предприятий, у которых были собственные автобусные парки. Большой промзоной было Рясне-2, куда ехали тысячи жителей Яворовского направления. Думаю, что города-спутники специально уже не построят — незачем.

— Расскажите о самых значительных проектах, реализация которых планируется в ближайшие годы?

— Если мы выиграем тендер на чемпионат Европы-2012, то нужно будет реконструировать железнодорожный вокзал и аэропорт, построить стадион, 20 отелей и Олимпийский городок за ипподромом (после чемпионата инвесторы его продадут, как жилье). Львову также необходим современный киноконцертный комплекс. Если хорошо продумать эти идеи, то инвесторы появятся.

— Готовы ли власти по их просьбе вносить коррективы в будущие правила застройки?

— Мэр проводит четкую линию содействия инвестициям. Хотят люди строить предприятия, не будет никаких преград на их пути, но в промзоне. А строительство отеля на месте, где запланирована, к примеру, транспортная развязка, не допустимо. Как правило, инвесторы понимают такие вещи и не требуют от власти невозможного. Правда, процесс оформления документации на застройку остается для них затратным и хлопотным. Однако существуют государственные нормы и требования, которые необходимо соблюдать.

— В последнее время во Львове идет борьба с внешней рекламой. Как, по-вашему, должна выглядеть наружка, где располагаться?

— Визуальная реклама сама по себе является пространственным мусором, который отвлекает внимание и забивает мозги, действуя на подсознание. Чем более цивилизованными становятся люди, тем они меньше нуждаются в этом навязывании, как это видно на примере Западной Европы. Но полностью ликвидировать рекламу не удастся, поэтому наше управление разрабатывает правила ее размещения. Я считаю, что в исторической части наружной рекламы вообще не должно быть. Возле памятников архитектуры могут располагаться лишь вывески, выполненные на высокохудожественном уровне. В новых районах допустимы крупногабаритные конструкции с подсветкой.

— В этом году в городе активно демонтировали малые архитектурные формы. С чем это связано?

— Многие из них были размещены без разрешения, создавали визуальный хаос и мешали горожанам. Или, например, как в случае с книжным рынком возле Этнографического музея в центре, подвергались опасности жизни людей. Торговцы каким-то образом арендовали часть тротуара под защитным строительным ограждением и обратились к нам за улучшением вида своих рабочих мест, хотя их попросту надо оттуда убрать. Город должен выглядеть по-европейски, поэтому к малым архитектурным формам будут предъявляться высокие требования.

— Два года длилась реконструкция центра Львова, сопровождавшаяся громкими скандалами. Почему ее результаты так не понравились общественности?

— Данная ситуация возникла из-за того, что пришли большие деньги, и надо было их довольно быстро освоить. Проектировали, копали и изучали археологию одновременно. Позитивом является то, что в городе все-таки лучше стали дороги, освежились фасады зданий. Это был хороший урок, правда, дорогой. Теперь надо как-то смириться, успокоиться и искать инвесторов. Чем медленнее мы будем реставрировать памятники архитектуры, тем лучше будет для Львова. И не дай Бог, кто-то даст сразу миллиард на модернизацию всей площади Рынок, тогда мы можем ее просто потерять, если работать наскоком. В целом тревога общественных организаций о ее судьбе кстати — это наше общее дело. Сегодня мы совместно разрабатываем новую программу, расчитанную на 10 лет, по сохранению исторического наследия города.

    Реклама на dsnews.ua