• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Бизнес по-японски. Компания "Вейби" лишается контроля над дочерним производством базальтового волокна в Буче

Реклама на dsnews.ua

В начале марте Высший хозяйственный суд оставил в силе решение предыдущих судебных инстанций, которые подтвердили право бучанского ОАО "НИИ "Стеклопластик" на возврат своего имущества. Сейчас оно находится в пользовании фирмы "НТБ", которая учреждалась в начале текущего десятилетия "Стеклопластиком" и японской компанией "Вейби" и на данный момент является крупнейшим в СНГ поставщиком базальтового волокна в Японию.

В советские времена выпуск базальтового волокна был организован в Буче на базе института "Стеклопластик" наряду с аналогичными производствами во Владимирской области России и в грузинском городе Рустави. Использовался этот материал в основном в космических разработках, поэтому с распадом Союза украинская компания переориентировалась на новые рынки сбыта, которыми стали западные и азиатские автопроизводители. Для этого в 2000 г. на базе бучанского "Стеклопластика" совместно с японской фирмой "Вейби" тамошнего предпринимателя Акисиге Есаки создано украинско-японское СП "НТБ". Его 40% достались украинской стороне, внесшей в уставный фонд помещения и экспериментальное оборудование, а 60% — японской, предоставившей инвестиции на несколько миллионов долларов. По замыслу учредителей, "НТБ" должно было заняться промышленным производством беспрерывного базальтового волокна, используемого для теплозвуковой изоляции глушителей в японских автомобилях. Директором компании учредители избрали Игоря Шумака. Через два года "Вейби" приобрело и контрольный пакет акций "Стеклопластика", которое также возглавил Игорь Владимирович.

Ссора между Акисиге Есаки и Игорем Шумаком произошла в 2003 г., после того как последний перекупил у японцев 78% акций НИИ и покинул пост руководителя "НТБ", сосредоточившись на деятельности приобретенного актива. Причиной их раздора стала организация новым и крупнейшим собственником "Стеклопластика" аналогичных японскому производств за пределами Бучи. В частности, г-н Шумак наладил выпуск волокна в Обухове, а также помог организовать подобное производство Славутскому рубероидному заводу Владимира Шандры, продав последнему технологию и оборудование. Такой расклад не воодушевил недавних монополистов в нашей стране, посчитавших бурную деятельность бывшего украинского партнера угрозой собственному бизнесу. В апреле 2004 г. японцы обвинили Игоря Шумака в том, что он не законно завладел 78% акций "Стеклопластика", и обратились в СБУ, которая, впрочем, эти обвинения не подтвердила. Однако в 2005 г. Генпрокуратура возобновила уголовное дело против г-н Шумака, а в июне 2006 г., в аккурат после того как пост министра промполитики покинул Владимир Шандра, он был даже арестован.

Параллельно с обострением конфликта между Игорем Шумаком и Акисиге Есаки "Стеклопластик" начал судебный процесс по возврату части своего имущества, внесенного в уставный фонд "НТБ". Тучи над СП начали сгущаться в августе минувшего года, когда оно проиграло суды первых двух хозяйственных инстанций. А в начале марта 2007 г. "НТБ" потерпело поражение в Высшем хозяйственном суде. Окончательное решение, конечно, останется за Верховным судом. Однако уже сейчас перед японцами нависла реальная угроза потерять свой украинский актив, который приносит Акисиге Есаки большие доходы. По словам Игоря Шумака, "НТБ" продает продукцию своему японскому учредителю "Вейби" в 2–3 раза дешевле стоимости базальтового волокна в Японии, в результате чего украинская продукция пользуется неизменным спросом со стороны тамошнего автомобильного концерна "Тойота". Но даже несмотря на демпинг, ежемесячное производство на "НТБ" около 60 т волокна позволяет его собственникам расчитывать на годовые доходы на уровне нескольких миллионов долларов. Поэтому есть все основания предполагать, что к рассмотрению дела в ВСУ они приготовят значительно больше аргументов, нежели ранее. Впрочем, даже при неудачном стечении обстоятельств Акисиге Есаки внакладе не останется. Ведь при создании "НТБ" для базальтовых печей почти на $2 млн была закуплена дорожающая из года в год платина (около 60 кг), которую японцы всегда могут с выгодой продать.

    Реклама на dsnews.ua