Приватизацию заземлили. Новые старые правила продажи государственного имущества открывают перед ФГИ новые возможности для манипуляций
Сейчас ФГИ как никогда нуждается в дополнительной возможности увеличения стоимости объектов приватизации. По состоянию на 1 мая Фонд сумел перечислить в бюджет лишь 1,05 млрд грн. при годовом плане в 10,5 млрд грн., и если ситуация не изменится, то нынешний год может стать для Валентины Петровны самым провальным. Впрочем, полученное согласие Кабмина на продажу земельных участков под объектами приватизации вряд ли спасет положение. Напомним, что в мае прошлого года правительство уже принимало аналогичное решение. Тогда эксперты весьма оптимистично предполагали, что новые правила позволят вдвое увеличить стоимость предлагаемых к продаже активов, а Фонд госимущества обещал дополнительно собрать не менее 1 млрд грн. Однако процесс так и не был запущен — в Фонде несерьезно отнеслись к предприватизационной подготовке объектов с землей, в результате до конца года вместе с участком не продали ни одного завода.
Похожий сценарий может повториться и сейчас, даже если приватизаторы сумеют подготовить необходимую документацию, позволяющую пускать с молотка объекты вместе с землей, на которой они расположены. Виной тому может стать положение, согласно которому 95% средств, полученных от реализации участков, подлежат перечислению в доходы госбюджета. Местные власти вряд ли обрадует перспектива получить от продажи коммунальной земли лишь 5% суммы. "У городского руководства есть сотни способов заблокировать такую приватизацию, например, всячески бойкотировать подготовку документации на участки. А оснований для этого у них предостаточно. Ведь по закону земля принадлежит не государству, а местным общинам. Раньше средства, полученные от реализации участков, шли в городские бюджеты, а сейчас их предлагают отдавать госбюджету. В результате общины потеряют землю, но ничего не получат взамен. На местах вообще не хотят продавать участки, поскольку их аренда приносит хороший доход. В таких условиях у властей только один выход — саботировать", — пояснил "ДС" эксперт по вопросам бюджета Ассоциации городов Украины Юрий Ганущак.
Возможность блокировать продажи приватизационных предприятий вместе с землей у городского руководства имеется не только на подготовительном этапе. Согласно утвержденным правительством правилам участок с расположенным на нем объектом будут выставлять на открытые торги. В состав аукционной комиссии, помимо членов Фонда госимущества, также войдут представители местных властей и трудового коллектива продаваемого предприятия. Наконец, далеко не все покупатели согласятся приобретать объекты вместе с земельным участком. "В этом случае клиенты в придачу к условиям приватизации получат еще и огромную денежную нагрузку. Безусловно, есть предприятия, которые будут покупаться исключительно ради земли, но существует и множество других", — считает член специальной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Бондарь. Аналитики указывают, что порядок не оговаривает, о каких именно участках идет речь, — под объектами, которые только готовятся к приватизации, или под уже проданными. А потому, чтобы справиться с заданием по сбору средств, ФГИ вполне может попросить новых собственников завода выкупить под ним еще и землю. "Фонд госимущества уже неоднократно демонстрировал творческий подход к исполнению возложенных на него функций. Так что можно ожидать и попыток выдавить деньги из покупателей прошлых годов", — полагает народный депутат Анатолий Семинога. Методы убеждения у ФГИ есть. Сотрудники Фонда могут "обнаружить", что собственник не выполняет инвестиционных обязательств, и предложить решить проблему полюбовно.
Другое дело, если речь идет о ликвидных участках. Скептики не сомневаются, что приватизаторы могут устроить специальные предложения "для своих". "Сейчас существует множество предприятий, основным ресурсом которых является исключительно земля. Требования сохранить их профиль означают продажу "для своих", которые знают, что никаких условий они соблюдать не будут и смогут распоряжаться приобретенным участком по своему усмотрению. Солидные инвесторы на такое вряд ли пойдут. Самым ярким примером является история с Киевским мотоциклетным заводом. Его три года выставляли на торги и выдвигали условие сохранить производство. В конце концов оказалось, что продавать там уже нечего. Директор предприятия по согласованию с ФГИ распродал всю землю по частям. Однако этот факт депутаты установили только в конце прошлого года. Есть высокая вероятность того, что такой сценарий повторится и при реализации других объектов", — считает г-н Бондарь.