• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Сдачи не надо. Андрей Деркач помог России осуществить свои планы в отношении украинской атомной энергетики

Реклама на dsnews.ua

16 лет инерции отечественных энергетиков принесли свои плоды. Подписав на минувшей неделе Протокол о намерении сотрудничества между предприятиями атомного энергопромышленного комплекса Украины и Российской Федерации (под документом поставили свои автографы генеральный директор государственного концерна "Укратомпром" Андрей Деркач и глава российского федерального агентства по атомной энергии "Росатом" Сергей Кириенко), Киев признал свою несостоятельность в самостоятельном развитии атомной отрасли, согласившись на помощь Москвы. Отныне "Росатом" будет добывать в нашей стране уран, строить атомные электростанции и курировать энергетическое машиностроение. "Укратомпрому" останется довольствоваться званием "атомного аутсайдера".

Определились в намерениях
В соответствии с документом стороны договорились создать ряд совместных предприятий в сфере добычи и обогащения урана, а также производства ядерного топлива на предприятиях Украины и России. Помимо этого, обязались вести совместную работу по продлению сроков эксплуатации атомных энергоблоков, а также проектированию и строительству новых АЭС. Организация взаимодействия сторон в стратегии, предусмотренной протоколом, будет осуществляться на базе СП, которое планируется создать на паритетных началах Харьковским научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом "Энергопроект" (входит в состав "Укратомпрома") и ОАО "Атомное и энергетическое машиностроение" (подразделение "Росатома"). Одно лишь согласие Киева поделить с Москвой контроль над харьковским НИИ вызывает недоумение. Этот институт является безальтернативным генеральным проектировщиком Запорожской и Южно-Украинской АЭС. А если вспомнить, что месяц назад Киев уступил российскому бизнесмену Михаилу Абызову контроль над столичным "Энергопроектом" (эксклюзивный генпроектировщик Ривненской и Хмельницкой АЭС), можно констатировать, что самостоятельно вести строительство в сфере атомной энергетики Украина уже не сможет.

"Меморандум не оставляет закрытых зон, мы можем сотрудничать по всем направлениям и готовы полностью идти на обмен активами, приобретая их на территории Украины. Предметом такого обмена, помимо научно-проектных институтов, могут стать предприятия по фабрикации ядерного топлива, уранодобывающие, энергомашиностроительные активы. Мы готовы предоставить "Укратомпрому" соответствующие предприятия на территории России", — раскрыл истинные намерения Москвы Сергей Кириенко. По словам Андрея Деркача, основой процесса взаимного участия в активах на первом этапе станут договоры о совместной деятельности на уровне головных управляющих компаний стран ("Укратомпрома" и создаваемого "Атомэнергопрома"), а обмену предприятиями будет предшествовать их независимая оценка. "Мы начинаем с договоров о совместной деятельности как этапа процесса, связанного с реальной оценкой активов и вхождения в эти СП", — подыграл своему коллеге г-н Деркач.

Атомный мезальянс
На первый взгляд, такое атомное сотрудничество выглядит равноправным. На самом же деле Россия, которая в отличие от Украины является вполне самодостаточной в вопросах производства ядерного топлива и строительства атомных энергоблоков, получает возможность превратить нашу страну в своего вечного потребителя, у которого никогда не было собственной топливно-ядерной цепочки и скоро уже не останется возможности самостоятельно строить блоки АЭС. Для пущей иллюзии равноправия Сергей Кириенко сообщил, что "Росатом" зарезервировал для нас возможность приобретения пакета акций в Межправительственном центре по обогащению урана (МЦОУ, Ангарск, РФ). Участие в этом проекте обеспечит Украине поставки низкообогащенного урана, но при этом полностью оградит от доступа к технологиям обогащения. На примере Казахстана, год назад изъявившего желание участвовать в проекте и не продвинувшегося за это время ни на шаг, несложно понять, что Киеву участие в МЦОУ пока малоинтересно. Тем не менее, по словам главы "Росатома", в конце июня делегации Минтопэнерго Украины и "Энергоатома" посетят Ангарск, а уже через два месяца стороны могут выйти на соответствующее межправительственное соглашение.

Подготовить и согласовать список конкретных проектов сотрудничества договорились уже до 1 июля 2007 г. (вероятно, такая спешка связана с грядущими выборами, до которых нынешняя власть хочет успеть по-своему решить атомные вопросы). Россияне уже сейчас не скрывают, какие именно украинские активы их интересуют. По данным "Росатома", в ближайшей перспективе РФ готова совместно разрабатывать Новоконстантиновское месторождение урановых руд (Кировоградская обл.), достроить два энергоблока на Хмельницкой АЭС и создать СП на базе харьковского ОАО "Турбоатом". Понятно, что в счет инвестиций в добычу кировоградского урана (оценочные запасы превышают 100 тыс. т) Москва захочет гарантированных поставок этого химического сырья. А от совместной работы на "Турбоатоме" — обеспечения турбинами новых блоков АЭС. Кстати, уникальные электрические машины харьковского завода являются, пожалуй, единственным слабым местом атомной энергетики северного соседа, ведь там до сих пор нет современного производства тихоходных турбоустановок для АЭС. На фоне того, что до 2015 г. "Росатом" запланировал соорудить семь атомных энергоблоков, а на протяжении 2015–2020 гг. ежегодно вводить в строй по три-четыре блока, такой козырь в руках Украины является весьма существенным. Другое дело, что правительство не собирается его использовать, а скорее, наоборот, согласится на такое сомнительное для нашей страны сотрудничество, как совместное строительство новых блоков АЭС.

Курс на север
Все это, во-первых, исключает и без того призрачную надежду оснастить новые украинские блоки реакторами BNFL/Westinghouse (Великобритания–США) или Areva (Франция–Германия) вместо российских установок. Хотя перспективы такой диверсификации прописаны в Энергетической стратегии нашей страны, от которой, видимо, Кабмин Виктора Януковича решил отказаться в угоду российским интересам. Во-вторых, россияне наверняка захотят компенсировать часть своих затрат на строительство атомных станций поставками вырабатываемой ими электроэнергии на эксклюзивных условиях. "Мы готовы не только участвовать в строительстве, но и инвестировать в постройку атомных станций, в том числе с возможностью экспорта произведенной электроэнергии в Европу. Это понятный совместный проект, которым мы также можем заниматься", — даже не пытался скрыть истинных намерений своей структуры г-н Кириенко.

Нужно отдать должное последовательности атомной политики правительства. Буквально через день после подписания совместного, между Украиной и Россией, протокола о намерениях Кабинет Министров предложил Верховной Раде разрешить корпоратизацию четырех государственных предприятий, входящих в состав "Укратомпрома", — Восточного горно-обогатительного комбината, Украинского научно-исследовательского и проектно-разведывательного института промышленной технологии, ГП "Смолы" (все — Днепропетровская обл.), а также Дирекции предприятия, строящегося на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд (Кировоградская обл.). И намерения, с которыми все это делается, благие — изменение формата предприятий позволит привлечь займы, естественно, под залог активов.

Реклама на dsnews.ua

В контексте последних событий уже никто не сомневается, что деньги придут из России, которая взамен может получить долю в корпоратизированных структурных подразделениях "Укратомпрома". Имея порцию акционерного капитала, например, в Восточном ГОКе и Новоконстантиновском месторождении, "Росатом" возьмет под колпак добычу украинского урана и производство из него концентрата. В принципе наша страна и так находится в монопольной зависимости от "ТВЭЛа", поставляя ему весь концентрат из Желтых Вод и получая взамен тепловыделяющие сборки. Но это соглашение действительно лишь до 2010 г., от чего Сергей Кириенко, вероятно, чувствует дискомфорт. В свою очередь управление над ГП "Смолы" гарантирует "Росатому" контроль над производством сырья для переработки урановой руды. Кому на таких условиях нужны московские денежные знаки, знает, наверное, только Андрей Деркач.

    Реклама на dsnews.ua