• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Легпрому нужны оптовики

Реклама на dsnews.ua

По мнению экспертов, развитие рынка одежды в столице сдерживается отсутствием соединительного звена — оптовых компаний. Это связывают с проблемами магазинов при закупке товаров и сложностями фабрик с его сбытом. При этом большинство специалистов утверждают, что именно оптовые закупки одежды как за рубежом, так и в Украине — весьма доходное занятие. Пока прибыль от оптовых продаж одежды столичным торговцам получают зарубежные оптовики.

Цепочка без звена
По оценкам экспертов, столичный рынок одежды с каждым годом развивается все быстрее. Особенное оживление отмечается в розничном сегменте — только в течение последнего года количество магазинов, продающих одежду, увеличилось в несколько раз. Активно развиваются практически все ценовые группы — появляются как демократичные магазины, так и элитные бутики. При этом объемы продаж каждого магазина, как ни странно, возрастают. По словам руководителей успешных торговых компаний, ежегодно объемы продаж растут на 20–30%.

Специалисты оценивают емкость столичного рынка розничной торговли одеждой на уровне $100 млн в год. При этом они отмечают, что с улучшением общей экономической ситуации киевляне будут тратить на свой гардероб как минимум в два раза больше. Рынок со столь высоким потенциалом, несомненно, привлекает все большее количество инвесторов. Однако последних интересуют далеко не все сегменты. "На самую большую прибыль на рынке одежды могут рассчитывать розничные продавцы, — говорит коммерческий директор компании VDone Валерий Родин, — рентабельность бизнеса составляет от 50% и выше. Правда, и рискуют они больше всех. Ведь никогда нет гарантии, что новая коллекция будет успешно реализована. Даже самые удачные модели могут остаться непроданными по массе причин. Среди них, например, такие прозаичные как погода. Иногда магазинам приходится объявлять о распродажах в начале сезона только потому, что, скажем, зима выдалась слишком теплой".

Производство одежды сегодня менее выгодно и позволяет рассчитывать в лучшем случае на 15–20% рентабельности. Однако и эта ниша в Киеве развивается довольно динамично. Существующие швейные фабрики не только активно работают с крупными международными компаниями на давальческих условиях, но и расширяют производство, готовя почву для активного продвижения собственных торговых марок.

Практически незаполненной остается только одна ниша — оптовой продажи одежды. Как утверждает коммерческий директор ЗАО "Дана" Сергей Мина, на сегодняшний день в столице нет компаний, специализирующихся на оптовой продаже вещей. Между тем, Валерий Родин считает, что этот бизнес может быть весьма выгодным: услуги оптовиков будут пользоваться гарантированно высоким спросом, позволяя рассчитывать на рентабельность не ниже 30%.

Выгодный бизнес пока неоценен
Cуществует несколько моделей взаимодействия производителя и розницы. Во-первых, они могут договариваться без посредников. Однако закупать товар подобным образом есть смысл разве что крупным торговым сетям, которые имеют возможность освоить большие объемы продукции, что позволяет разговаривать о скидках. Более распространенный вариант таков: крупная оптовая фирма работает с фабрикой-производителем, размещая на мощностях последней свои заказы. Оптовик либо разрабатывает коллекцию собственными усилиями (имея конструкторское бюро и штат модельеров), либо выбирает продукцию из ассортимента фабрики. Получив товар, компания предлагает его розничным торговцам, беря на себя транспортные расходы и, при необходимости, таможенные хлопоты. За подобные услуги она получает 20–30% стоимости товара.

Существует и третий путь товара к магазинной полке. Оптовая компания принимает заказы от розничных продавцов на конкретные модели и размещает их на производстве. В этом случае розница имеет возможность формировать индивидуальную коллекцию. В Украине в не столь отдаленном советском прошлом также существовал аналог западной схемы: швейные фабрики отправляли свою продукцию на оптовые базы, откуда товар поступал в магазины. Сегодня же каждый магазин или торговая сеть формируют свой ассортимент, связываясь напрямую с производителем либо с западной оптовой компанией. Так как многие из них специализируются на конкретных марках, нашим торговцам приходится колесить по складам в поисках нужного товара. Крупные продавцы могут себе позволить посещать иностранные выставки и еще до начала сезона заказывать новые коллекции. Мелкие же магазины, стремясь купить как можно более дешевый товар, часто приобретают так называемые стоки — непроданные остатки прошлогодней коллекции. Закупаемые партии невелики, поэтому рассчитывать на существенные скидки таким небольшим покупателям не приходится. Если же речь идет об импортной продукции, то розничному продавцу приходится нести еще и транспортные расходы, а также решать таможенные вопросы. В случае с отечественным товаром розничные магазины работают напрямую с фабриками. Практически ни на одном швейном предприятии не существует серьезной оптовой службы, и торговцам приходится искать контакты самостоятельно. Кроме того, они не могут рассчитывать на серьезные скидки, так как покупают слишком маленькие партии. По этой же причине магазины вряд ли могут заказать пошив собственных коллекций. Поэтому специалисты утверждают: если бы был оптовик, который гарантировал доставку одежды, большинство розничных продавцов предпочли бы его услуги. Как считает директор Дома мод "Рито" Татьяна Абрамова, оптовые компании появятся на столичном рынке одежды уже в самом ближайшем будущем. В пользу перспективности развития данного сегмента говорит и такая цифра: ежегодно розничные торговцы оставляют западным оптовикам 20% стоимости закупленного товара, что составляет порядка $5 млн. Желающие переложить эти деньги в свой карман наверняка найдутся.

Реклама на dsnews.ua

"Чтобы открыть оптовую компанию по торговле одеждой, нужны не такие уж большие стартовые инвестиции. При этом надежному компаньону производители готовы предоставлять отсрочку платежей до 60 дней. Наиболее вероятно, что подобные компании у нас появятся либо как независимые коммерческие структуры, либо как дочерние предприятия швейных фабрик. Розничные магазины вряд ли придут в этот сегмент", — считает Валерий Родин. Столичные швейные фабрики пока не готовы всерьез заниматься оптовыми продажами и уж тем более создавать дочерние предприятия. Большинство работает на давальческих условиях, а 10–20% продукции, которая идет на внутренний рынок, предпочитают реализовывать через фирменные магазины. Чтобы раскрутить собственную торговую марку и зарабатывать на реализации изделий, а не на продаже дешевой рабочей силы, у них пока недостаточно оборотных средств.

Рынок готов меняться
Как рассказывает исполнительный директор КШП "Юность" Сергей Павленко, большую часть продукции на внутреннем рынке фабрика продает через фирменные магазины. Так же обстоят дела, например, у "Даны". Сергей Мина утверждает, что через сеть фирменных магазинов компания реализует 80–90% внутренней продукции. Как правило, в фирменном магазине товар продается по цене производителя. То есть розничный продавец этой продукции вряд ли сможет конкурировать по цене с фирменной торговлей. Остальную часть одежды фабрики продают через другие торговые точки. Однако Сергей Павленко рассказывает, что магазины закупают очень небольшие партии. К тому же многие розничные продавцы предпочитают брать товар под реализацию, причем даже крупные магазины часто затягивают платежи. Для фабрик общение с большим количеством продавцов невыгодно и хлопотно. Поэтому некоторые предприятия минимизировали выпуск продукции под собственной торговой маркой и работают исключительно на давальческих условиях, а если такового заказа нет, то внушительные мощности столичных швейников просто простаивают. "Если учесть, что фабрики предлагают достаточно высокое качество, можно утверждать, что при наличии крупного оптовика-заказчика объемы реализации продукции на внутреннем рынке возросли бы в десятки раз", — считает Сергей Мина.

Валерий Родин уверен, что именно наличие оптовых продавцов в России способствовало бурному развитию российского легпрома. "Чтобы оценить темпы роста легкой промышленности в этой стране, стоит посмотреть хотя бы на российские выставки, где реально заключаются договоры между производителями и оптовиками. У нас же такие выставки превратились скорее в ярмарки, где производители пытаются реализовать непроданную продукцию".

Впрочем, Татьяна Абрамова полагает, что уже в этом году ситуация на киевском рынке одежды может измениться. "Например, в сентябре этого года Минпромполитики впервые организовывает оптовые ярмарки одежды. Возможно, это станет толчком для развития этого вида торговли".

    Реклама на dsnews.ua