Жилищные комбинации
Обещания чиновников выполнить любые требования по переселению жильцов разрушенного взрывом дома в Днепропетровске всколыхнули городской рынок жилой недвижимости. На прошлой неделе государственные мужи обвинили местных риэлторов в том, что те, пользуясь чужим несчастьем, увеличили цены на квартиры. В агентствах уверяют, что стоимость квадратов пока не растет, но когда пострадавшим одновременно дадут на руки деньги, не исключено, что продавцы пересмотрят свои предложения. Ведь речь идет о сумме, превышающей $12 млн.
Трагедия в Днепропетровске на прошлой неделе неожиданно вылилась в скандал на почве цен на недвижимость в городе. Правительство пообещало пострадавшим от взрыва, разрушившего 160-квартирную десятиэтажку по улице Мандрыковской, 127, и два соседних дома на жилмассиве Победа, компенсировать потерю жилья из расчета $1,5 тыс. за кв. м. Но оказалось, что заявленная сумма не дотягивает до рыночных цен на вторичке. По результатам анализа предложений местных АН, на сегодняшний день в этом районе однокомнатную квартиру площадью 37 кв. м можно приобрести за $58–60 тыс. ($1,56 тыс. за кв. м), двухкомнатную (52 кв. м) — за $80–90 тыс. ($1,6–1,7 тыс. за квадрат), трехкомнатную (68 кв. м) — за $100–106 тыс. ($1,564 тыс.). Причем за последнюю неделю расценки не изменились.
Тем не менее в СМИ с подачи министра по чрезвычайным ситуациям Нестора Шуфрича, обвинившего риэлторов в том, что они увеличили стоимость жилья, разразилась настоящая буря. Нестор Шуфрич пообещал устроить агентствам недвижимости массовые проверки. Те в ответ заявили, что государственным мужам, прежде чем выделять деньги, стоило бы ознакомиться с рыночной ценой. Второй аргумент, который риэлторы приводят в свое оправдание, — стоимость назначает продавец квартиры, а они лишь помогают за вознаграждение осуществить сделку.
Но подорожание жилья в Днепропетровске все-таки возможно. Большинство горожан, лишившихся крыши над головой, как рассказал "ДС" генеральный директор АН "Инфосервис" Владимир Кузнецов, хотят приобрести жилье в своем районе, где предложение ограничено. По его данным, сейчас там выставлено на продажу не более 35 б/у квартир. В новых домах их немного больше, но квадратура не соответствует размерам разрушенного жилья. "Люди еще не отошли от шока, нет четкого механизма, по которому они будут покупать квартиры, неясно, оплатят ли им дополнительную квадратуру. Есть только громкие заявления", — говорит он, добавляя, что сразу 160 квартир непросто найти не только в одном жилмассиве, но и во всем городе. По данным эксперта, в среднем одно крупное агентство за неделю совершает 10–15 сделок по всем сегментам недвижимости (жилье, склады, офисы, земля, торговые площади). "Сейчас на днепропетровском рынке недвижимости, который проснулся после летнего застоя, все спокойно. Если не будут делать необдуманные заявления, то рост цен на квартиры до конца года составит 10–15%", — полагает г-н Кузнецов. Однако он не исключает, что хозяева жилья, неправильно истолковавшие распространившуюся информацию, все-таки подымут планку. "Одна владелица квартиры в районе, расположенном далеко от Победы, услышав разговоры о резком подорожании жилья, сняла ее с продажи", — привел пример эксперт.
Кроме покупки готовых квартир, власти обсуждают другие варианты расселения пострадавших. Мэр Днепропетровска Иван Куличенко предложил за бюджетные деньги построить для них новый дом и заявил, что городские власти отведут под него землю на Набережной Победы.
По данным на 18 октября, на ликвидацию последствий аварии из государственного, областного и городского бюджетов было перечислено 99,5 млн грн., а с учетом благотворительных пожертвований сумма составила 106 млн грн. Однако на тот момент никто из потерпевших еще не получил даже обещанных $1,5 тыс./кв. м. Но если такие выплаты начнутся, то на руках у пострадавших одновременно может оказаться как минимум $12 млн.