• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Убит экс-глава Национальных авиалиний

Реклама на dsnews.ua

В прошедшую пятницу в результате полученных телесных повреждений в подъезде своего дома скончался бывший генеральный директор ОАО "Национальные авиалинии Украины" Николай Плаксий.

Представители правоохранительных органов пока никак не комментируют это событие, и, более того, в официальных заявлениях пока даже не произносится слово "убийство". Хотя в приватных разговорах практически ни у кого не возникает сомнений, что это — убийство. И кроме традиционной, бытовой, рассматривается версия, связанная с экономической деятельностью покойного.
Николай Плаксий возглавил НАУ в 1998 г. На тот момент компания была одним из крупнейших региональных авиаперевозчиков. У нее была довольно мощная авиационно-техническая база: 28 самолетов Ан-24, 9 — Ан-30, всевозможное авиационное имущество и наряду с этим — крупные долги в несколько десятков миллионов гривень, возникшие вследствие забастовки 1997 г. Последнее обстоятельство грозило привести к банкротству предприятия.

Возглавив компанию, Николай Плаксий провел реструктуризацию, изменил коммерческую политику, из двух эскадрилий сформировали одну, а впоследствии выставил на продажу 13 самолетов и 92 авиадвигателя к ним. Все это было сделано для того, чтобы избавиться от лишних расходов и продать неиспользуемую технику.

В результате первоначально объемы перевозок росли чуть ли не на 100% в месяц. По итогам 1998 г. компания стала одной из наиболее динамично развивающихся на рынке. Однако вскоре НАУ начали сдавать, и постепенно перевозки практически свелись к нулю. Тогда руководитель Национальных авиалиний Украины объяснял это необходимостью привлечения эффективного инвестора: для развития нужна современная техника, а денег на нее у государственной структуры не было. Когда стало понятно, что получить финансирование на новые самолеты для развития компании невозможно, было принято решение приватизировать ее. Поэтому ставилась задача: не наращивать объемы перевозок, а готовиться к приватизации. На коммерческий конкурс предполагали выставить 76%-ный пакет акций на сумму 7,117 млн грн. Кроме того, согласно условиям конкурса покупатель должен был погасить просроченную задолженность по зарплате в 4,8 млн грн., однако конкурс дважды срывался. Одной из причин этого Николай Плаксий называл слишком высокую цену пакета — по его информации, некие инвесторы готовы приобрести компанию, но на треть дешевле. Логика простая — если покупать НАУ, то деньги лучше вложить в модернизацию самолетов, а не переплачивать государству. Среди инвесторов называли несколько российских и молдавских структур.

Но время шло, а ситуация на предприятии ухудшалась. Брались деньги, частично гасилось недовольство в коллективе, а затем, когда надо было отдавать кредиты, появлялись новые. В результате по состоянию на 1.01.2002 г. долги НАУ уже превышали 22 млн грн. Основными кредиторами были завод №410 (за ремонт авиатехники) — 2,7829 млн грн., аэропорт "Киев" ("Жуляны") — 2,530 млн грн., "Украерорух" (услуги аэронавигационной системы) — 1,3 млн грн., банк "ТК-Кредит" — 9,981 млн грн. Долг по зарплате составлял 2,725 млн грн. В залоге под кредиты находилось несколько самолетов компании, во флоте оставалось 14 Ан-24 и 6 Ан-30.
Тем временем НАУ на внутриукраинском рынке в последние несколько лет успешно заменили региональные перевозчики.
Параллельно с потерей рынка на базе имущества компании был создан ряд предприятий: авиационно-технический центр (на базе авиатехбазы компании, НАУ владело 68,81% акций), предприятие по продаже авиабилетов и туристических услуг, а также шел процесс создания компании по аэрофотосъемке на базе самолетов Ан-30. В советские времена это подразделение выполняло уникальные по своему характеру задачи по картографической аэрофотосъемке и т. д., но в начале 90-х из-за хронического дефицита бюджета такие работы просто не финансировались, и оборудование простаивало. Сейчас появилась надежда, что начнут поступать заказы, и было решено выделить это подразделение в самостоятельную структуру, 51% акций которой будет принадлежать НАУ. Независимо от этого компания самостоятельно занималась аэрофотоработами — в Туркмению и некоторые африканские страны в этом году летало два самолета Ан-30, сумма контракта порядка $700–800 тыс. Но это лишь капля в море долгов, которые надо было отдавать.

Все эти перипетии, сложная финансовая ситуация и отсутствие перспектив привели к акциям протеста в самой компании. В начале года профсоюзы под руководством первого вице-президента компании Игоря Куликовского заявили о необходимости смены президента НАУ. При этом выяснилось, что акции протеста возникли сразу после очередного обострения отношений между Николаем Плаксием и Владимиром Куликовским: Плаксий уволил своего зама, тот восстановился по суду. Тем временем Николай Плаксий на недовольство работников предприятия ответил очередным проектом — НАУ предлагалось объединить с 410-м авиаремонтным заводом. Объяснения были убедительны: у завода есть финансирование и база для ремонта самолетов, у НАУ — раскрученная марка и авиакомпания. Не беда, что у завода есть своя авиакомпания, обе структуры нуждаются в оптимизации своей работы и т. д. Эксперты сразу называли проект нереальным — непонятен был механизм: НАУ — госкомпания, входящая в сферу управления Минтранса, завод же — в сфере управления Минпромполитики. Да и схема объединения вызывала много вопросов.

Появился еще один проект. Предлагалось для погашения задолженности по зарплате реализовать часть имущества компании — в первую очередь речь идет о двух самолетах Ан-30. При этом, как считают некоторые не пожелавшие назваться источники "ДС", стоимость самолетов была занижена.

Реклама на dsnews.ua

Авиадепартамент несколько раз рассматривал ситуацию в компании на своих совещаниях. И вот 15 мая произошла смена руководства Национальных авиалиний. Николай Плаксий ушел в отставку и последние десять дней жизни был безработным.

    Реклама на dsnews.ua