• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

И все-таки она вертится. Время от времени парламентскому большинству удается напомнить о своем существовании

Реклама на dsnews.ua

Мрачные прогнозы о том, что начатая бютовцами блокада парламента непременно приведет к окончательному развалу коалиции, пока не оправдались. Большинство в составе БЮТ и НУНС — механизм, конечно, непрочный и часто ломается. Но раз в неделю его еще можно запустить в работу на несколько часов, как это случилось в минувшую пятницу. Правда, это не остановило внутрикоалиционные свары: "топор войны" между Президентом и премьером по-прежнему не зарыт.

Несимметричный "баш на баш"

Организовав затяжное блокирование президиума и трибуны Верховной Рады, БЮТ все же получил результат — из трех антиинфляционных правительственных законопроектов через парламент удалось провести полтора (изменения к Закону "О таможенном тарифе" относительно приведения ставок ввозной пошлины в соответствие с уровнем, определенным графиком тарифных обязательств Украины по вступлению в ВТО, приняты только в первом чтении). Неудача постигла законопроект о беспошлинном импорте в нынешнем году 250 тыс. т мяса, что, как планировал Кабмин, помогло бы обуздать рост цен на мясопродукты на внутреннем рынке. Для принятия документа за основу не хватило единственного голоса, и этим недостающим была "единоцентристка" Оксана Билозир. Кстати, члены "ЕЦ" не участвовали в голосовании по таможенному тарифу — положительный результат был достигнут исключительно благодаря поддержке законопроекта несколькими "регионалами", ориентирующимися на Андрея Клюева. Зато все члены коалиции с балоговцами включительно проголосовали за установление предельной торговой надбавки не более 15% на социально значимые продукты питания, чего так добивалось правительство. Правда, и в этом случае коалицию подстраховали "партнеры из оппозиции" — данный проект в полном составе поддержала фракция коммунистов.

"Предоплатой" БЮТ перед НУНС за принятие антиинфляционных законов стало второе чтение закона о Кабмине. Несмотря на то что премьера явно не устраивала президентская редакция этого документа, Юлия Тимошенко все же решилась на эту жертву — за новый закон о Кабмине в целом проголосовали все присутствующие на заседании бютовцы, само собой, "нашеукраинцы" и начавший политический дрейф в сторону Банковой блок Литвина (и такая подстраховка совсем не помешала, так как в рядах НУНС за документ не проголосовал "самооборонец" Олесь Доний). Юлия Владимировна давно была готова обменять принятие нового закона о Кабмине на что-то существенное, но, на первый взгляд, обмен, произошедший 15 мая, все же несколько неадекватен. С одной стороны, Банковая может праздновать мини-победу, с другой — теперь у Секретариата Президента не будет аргументации для обвинений БЮТ в невыполнении коалиционного соглашения — непринятие этого закона было стержнем таких обвинений. Зато тимошенковцы отныне будут вправе с большим энтузиазмом требовать выполнения других пунктов соглашения, прежде всего об императивном мандате и завершении кадровых назначений — в Фонде госимущества, Антимонопольном комитете и Гостелерадио.

Сам по себе новый закон о Кабмине не является такой уж радикальной новацией — он не может отменить политреформы 2004 г., в результате которой были усилены премьерские полномочия. Однако от его принятия главе государства все же перепадут некоторые преференции. Например, без президентского представления теперь не удастся уволить министра обороны и главу МИДа, более того, у Виктора Ющенко появляется возможность при определенных обстоятельствах не вносить коалиционную кандидатуру на должность премьера, ослабевает влияние правительства на губернаторов и т. д. Тем не менее главным пострадавшим от принятия новой редакции закона о Кабмине стал "оппозиционный премьер" Виктор Янукович, который никогда не сможет вернуться в правительство даже на министерскую должность. Дело в том, что статья 7 однозначно запрещает назначение членами Кабмина лиц, которые имели судимость (в прошлой редакции документа подобное позволялось, если судимость была погашена).

Будни информационной войны

Оценивая итоги пятничной работы ВР, лидер фракции БЮТ Иван Кириленко заявил, что чувствует, что его однопартийцев "несколько обманули". "Нам очень больно и обидно, но молчим, надеемся, что наши коллеги сами сделают выводы", — сказал г-н Кириленко, отметив в свою очередь, что к ним у партнеров по коалиции не может быть претензий "ни на молекулу". Впрочем, тимошенковцам грех жаловаться на сатисфакцию от парламентской работы. Именно она позволила им решить ряд локальных задач, например, отложить приведение к присяге трех судей Конституционного суда по квоте Президента.

Реклама на dsnews.ua

Но самый главный удар был нанесен по имиджу Виктора Ющенко — тот в который раз не сумел выступить с ежегодным посланием перед парламентариями. На Банковой заявили, что больше попыток выступить в ВР Виктор Андреевич в этом году предпринимать не будет. Поэтому текст послания решено было опубликовать в официальной газете Кабмина "Урядовый курьер". В документе критикуется как прежнее, так и нынешнее правительство (основной упор все же делается на оценке работы Кабинета Тимошенко), а главный посыл — в Украине пора прекратить политическую борьбу и "оставить избирательные расчеты", особенно между государственническими силами. Послание написано эффектно, но этот эффект был смазан тем, что широкая общественность его так и не услышала.

За причиненную обиду Президент отыгрался на пятничном заседании СНБО, застопорившем продажу не только Одесского припортового, но и Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, завода "Турбоатом", а также энергогенерирующих компаний "Днепр-", "Центр-", "Запад-" и "Донбассэнерго". Кабмину, Минфину, Госказначейству и ФГИ запрещено проводить любые действия по приватизации указанных объектов. Кроме того, Виктору Ющенко удается держать оборону губернаторов — Юлия Тимошенко пока воздержалась писать представления на увольнение пяти глав ОГА, хотя и планировала это сделать. "Моментом истины" для рукводителей областей должно стать 1 июня. В этот день леди Ю обещала инициировать отставку трех губернаторов, в которых будет зафиксирован наивысший уровень инфляции.

Стороны внутрикоалиционного конфликта — Президент и премьер — фактически ежедневно дают свою оценку процессу. Виктор Андреевич происходящее обычно называет "авантюрой" (намекая на конституционные и приватизационные инициативы главы Кабмина), а Юлия Владимировна — "саботажем" (прямо обвиняя Банковую в том, что та беспардонно ставит палки в колеса правительству). При этом оба — и г-н Ющенко, и г-жа Тимошенко — один активнее другого агитируют за сохранность демократической коалиции и ненужность парламентских перевыборов.

"Голуби" и "ястребы"

И на Банковой, и в БЮТ хорошо осознают, что первый, кто открыто выступит за развал коалиции, позже будет жестоко наказан "оранжевым" электоратом. Для Виктора Ющенко ситуация усугубляется тем, что он не способен отправить Юлию Тимошенко в отставку, то есть инициатива выхода НУНС из большинства не приведет к какому-либо реальному результату, а окажется просто "холостым выстрелом". Но в каждой из сил есть радикалы, постоянно нагнетающие внутрикоалиционную обстановку. Один из таких "ястребов" — глава СП Виктор Балога — обвинил премьера в "фашистских" намерениях. Собственно, при наличии у Президента альтернативной кандидатуры на должность главы канцелярии Виктор Иванович давно бы уже "наговорил" на свою отставку, тем более что этого требует не столько БЮТ, сколько протимошенковские составляющие блока НУНС: "Народная самооборона" ("НС") Юрия Луценко и Народный Рух Бориса Тарасюка, а также часть НСНУ. "Жертвоприношение" г-на Балоги, организовавшего к тому же "раскольнический" "ЕЦ", лишь содействовало бы централизации пропрезидентского блока.

Кстати, "Народная самооборона" параллельно с радикальными призывами рядится в "миротворцы" — именно луценковцы в разгар противостояния в коалиции предложили план "семи шагов навстречу здравому смыслу". Хотя на Банковой инициативу "самооборонцев" оценили как завуалированное предложение Юлии Тимошенко. Параллельно функцию "миротворца" взял на себя вице-премьер Иван Васюник. На первом этапе им как раз предусматривался размен закона о Кабмине на антиинфляционный пакет, так что "план Васюника", одобренный, кстати, Юлией Владимировной, по сути, начал реализовываться. Зная о близких отношениях г-на Васюника и главы государства, его давнем конфликте с г-ном Балогой и не менее давних намерениях занять на Банковой кабинет главы СП, реализация "миротворческого" плана вице-премьера может закончиться для Виктора Балоги весьма неожиданно.

    Реклама на dsnews.ua