• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Новый "русский мир". Москва не остановится ни перед чем, чтобы занять главенствующее место в мире

Реклама на dsnews.ua

Эпоха президентства Владимира Путина ознаменовалась резкой сменой внешнеполитического курса: место ельцинской евроинтеграционной модели заняла агрессивная стратегия установления глобального российского лидерства. Новый хозяин Кремля — Дмитрий Медведев — вопреки ожиданиям Запада продолжил начатое своим предшественником. Чтобы добиться поставленной цели, Россия активно строит высокоразвитую современную экономику и работает над разрушением нынешнего мирового порядка, в котором ей нет места среди лидеров, чтобы на его обломках создать свой новый "русский мир".

Новый мировой порядок

Владимир Путин не раз высказывал сожаление о развале СССР, считая это "фатальной ошибкой". Исправить ее была призвана новая внешнеполитическая стратегия, которая позволила бы Кремлю вернуть былое могущество и установить новый порядок: сильная Россия и зависимые от нее политически, экономически и в военном отношении страны-сателлиты. Главный козырь в реализации этой идеи — энергоносители. На сегодняшний день РФ обеспечивает ими все энергозависимые страны СНГ, а ее доля в поставках на европейский рынок достигает 40%. Помимо возможности диктовать условия с газовым вентилем в руках, Москва при постоянно дорожающих нефти и газе получает от продажи топлива сверхприбыли, которые могут использоваться для любых политических целей. Согласно информации российского Минфина к началу июня этого года размер Резервного фонда, в который поступают сверхприбыли от продажи нефти и газа, составил порядка $129 млрд. До сих пор эти средства вкладывались в наиболее консервативные инструменты типа государственных облигаций наиболее развитых стран. Но в ближайшее время они могут быть инвестированы в покупку зарубежных активов, которые позволят Белокаменной усилить свое влияние в других государствах, и скупку новых технологий, доступ к которым в тех же Соединенных Штатах на стадии их разработки чрезвычайно прост (мировое технологическое лидерство США обеспечивается огромным количеством частных мелких и средних фирм, многие из которых развиваются как венчурные проекты). Предпосылкой к этому стало проведенное в начале 2008 г. российским Минфином разделение Стабилизационного фонда на Резервный и Национального благосостояния. Именно деньги последнего могут быть пущены на "покупку" будущего господства России.

Три мира — три стратегии

В нынешнем мировом раскладе для России нет главенствующего места, а потому, чтобы добиться своего, ей нужно оттеснить нынешних лидеров. "Москва публично оппонирует США в глобальных вопросах. Вызов брошен в отношении развертывания американской стратегической системы ПРО, приостановлено участие РФ в Договоре об обычных вооружениях в Европе. Наконец, Кремль категорически против дальнейшего расширения НАТО. В своем выступлении на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности 10 февраля 2007 г. Владимир Путин прямо обвинил США в стремлении узурпировать управление международными делами и создать однополярный мир, что многими было воспринято как манифест антиамериканизма", — говорит старший научный сотрудник Института изучения России Виктор Константинов.

Открыто противопоставляя себя Соединенным Штатам и Евросоюзу в целом, РФ пытается найти в Европе союзников, заручившись поддержкой отдельных лояльных к ней политиков. Подобным образом Москва выстраивает свою политику с Германией, Францией и Великобританией. Одновременно Кремль усиленно работает над снижением экономической самостоятельности западных стран, лоббируя расширение присутствия российского капитала в стратегических отраслях. По словам начальника аналитического отдела управляющей компании "Аврора" Вадима Янковского, сегодня стратегические интересы РФ заключаются в развитии энергетики, авиастроения и космоса, информационных и нанотехнологий, то есть всех тех сегментов, по которым определяется уровень экономического развития государства. Следуя этим интересам, Москва, с одной стороны, максимально содействует превращению российских крупных корпораций в мировых лидеров. С другой — в секторе высоких технологий реализует стратегию государственного участия и частногосударственного партнерства. "Именно в таком контексте следует рассматривать расширение присутствия российского капитала в стратегически важных для России отраслях других стран. Наиболее известные примеры этого — покупка авиакомпанией "Красноярские авиалинии" (совладельцы Борис и Александр Абрамовичи) у венгерского правительства авиакомпании Malev, приобретение "Альфа-групп" крупнейшего сотового оператора Турции — Turkcell, создание ВымпелКомом и Министерством общественной безопасности Вьетнама совместного предприятия в сфере мобильных телекоммуникаций. Но, пожалуй, самым знаковым событием стала покупка российским государственным Внешторгбанком 5% акций европейской аэрокосмической корпорации EADS, которая вполне может рассматриваться как первый этап ее поглощения недавно созданной Объединенной авиастроительной компанией РФ. Несмотря на сложность процедуры поглощения, Россия может получить полный контроль над компанией через большую сеть аффилированных с государством покупателей", — рассказал "ДС" финансовый аналитик КУА "Магистр" Сергей Бовтенко.

Совершенно иной подход у Москвы к своим восточным соседям, в частности Китаю. Даже то обстоятельство, что именно Поднебесную, а не Европу посетил г-н Медведев сразу после своего назначения, должно было явственно доказать (прежде всего, Западу) если не "переворот", то, по крайней мере, "поворот" от исключительно прозападной политики к иным "центрам власти". Именно в паре с Китаем Россия намерена противостоять "созданию однополярного мира", а точнее, создать свой, пророссийский. Умасливая стратегического китайского партнера, Москва показала, что может быть не только необузданно агрессивной. Из Пекина Дмитрий Медведев вернулся с увесистым пакетом документов, оговаривающих расширение экономического сотрудничества двух стран — от туризма до ядерно-военной кооперации. Впрочем, Китай и сам не прочь занять место мирового лидера, а потому будет вместе с Россией только в отношении противодействия Западу. Для Кремля, желающего обзавестись своими сателлитами на Востоке, куда более надежным партнером является Индия, которая охотно принимает от России предлагаемое ею военно-техническое сотрудничество. С 1960 г. объем российско-индийской военной торговли составил $33 млрд. В ближайшие пять–семь лет по этой линии обе страны собираются наторговать еще более $5 млрд. Именно на Индию приходится около 35% всего российского военного экспорта.

Реклама на dsnews.ua

Что касается государств постсоветского пространства, то тут Москва работает на "удержание", оказывая ожесточенное сопротивление любым попыткам стран СНГ интегрироваться на Запад. Российские власти уже прямо дали понять, что будут всеми дозволенными и недозволенными приемами мешать вступлению Украины и Грузии в НАТО, а также решительно противодействовать любым попыткам Евросоюза и США расширить свое влияние на одиннадцать республик бывшего СССР (о странах Балтии речь уже, конечно, не идет).

До сих пор, чтобы склонить бывших партнеров по Союзу и дальше оставаться в братских отношениях, Кремль активно использовал "энергетические рычаги". Однако, по мнению политолога Виктора Шиманского, Россия своими же руками создала ситуацию, когда ее соседям сотрудничество с ней стало не так важно. Ведь раньше низкие цены на энергоносители оставались одной из причин, по которой с Москвой необходимо было считаться. Это был реальный фактор, учитывавшийся странами — потребителями российских энергоресурсов. Особенно хорошо это понимали бизнес-круги. Однако по мере того как Россия приближает тарифы на газ для соседей к рыночным, их заинтересованность в сотрудничестве и сближении с Западом не просто не исчезла, а только усилилась. Понимая это, Белокаменная нынче настойчиво ищет другие возможности усилить свое влияние на страны бывшего СССР. "Близкие к Кремлю политологи рассматривают возможности создания на территории стран СНГ центров влияния вроде тех, которые открывались в начале 90-х при поддержке западных посольств или Фонда Сороса. В приватных разговорах инициаторы таких проектов отмечают, что деньги — не проблема. Нужна лишь корректная адаптация системы работы западных сетей на российский лад", — уточняет генеральный директор Института изучения России Андрей Блинов. Главной задачей таких фондов должно стать насаживание идей "русского мира".

"Русский мир" для Украины

Украина, с ее высоким уровнем публичной политической конкуренции и геополитическим положением, становится важнейшей точкой приложения усилий в рамках концепции "русского мира". Однако сегодня Москва явно не знает, как именно удержать Украину в орбите своего влияния. Несостоятельность сделанной ею ставки на пророссийских политиков показали президентские выборы 2004 г., недостаточно вескими в последнее время выглядят и "газовые" аргументы Белокаменной. До сих пор безрезультатными были и всяческие запугивания (накануне бухарестского саммита НАТО тогдашний российский президент Владимир Путин прямо заявил, что ответным шагом на вступление Киева в НАТО может стать наведение российских ракет на Украину). Пожалуй, единственное, что пока действительно срабатывает, так это действия по расколу страны.

По мнению экспертов Института изучения России, в ближайшие годы развитие украинско-российских отношений и интенсивность противоречий между двумя странами будут определяться тремя факторами. Во-первых, характером отношений между преемником и экс-президентом — Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Если между двумя российскими лидерами возникнут конфликты, внешнеполитический фактор будет эксплуатироваться обеими сторонами, чтобы подчеркнуть свою силу. Для Украины это в любом случае будет означать еще большее обострение отношений с соседом.

Во-вторых, готовностью ведущих стран Запада достичь с Москвой системного компромисса по вопросу распределения ответственности (и влияния) в современных международных отношениях. Обострение конфликтов в мире и новый рост значения силового фактора в мировой политике подталкивают к такому развитию событий, поскольку закрепление нынешнего баланса сил способно снизить остроту накопленных за последние два десятилетия противоречий. В частности, Россия может согласиться даже с укреплением позиций НАТО в Украине при условии, что получит ощутимую компенсацию, которую сможет представить как собственную победу. К примеру, таким компромиссом может стать негласное обещание не принимать Киев в альянс в качестве полноправного члена или же содействие Запада в переговорах о продолжении базирования Черноморского флота РФ в Крыму после 2017 г.

В-третьих, успешностью политики России по привлечению украинских политсил в качестве лоббистов. Важнейшим событием в борьбе за Украину Кремль рассматривает выборы украинского президента в начале 2010 г. Устами своих спикеров, имеющих, как правило, мандаты депутатов Госдумы, руководители РФ пока преимущественно критикуют всех потенциальных кандидатов. Но никто не исключает, что может быть дана другая команда — и мощная пропагандистская машина заработает в пользу одного из них, как в 2004 г. Однако на сей раз ставка наверняка будет непрозрачной, а возможно, Москва и вовсе сыграет двумя–тремя кандидатурами. Впрочем, в глобальных планах России "украинский вопрос" не самый главный. И вполне может быть решен в торгах с нынешними мировыми лидерами. Если же те не станут покорно идти на поводу у Кремля, его хозяева не остановятся ни перед чем.

    Реклама на dsnews.ua