• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Продавец с "плохой историей". Попытки государства взять под контроль экспорт сельхозпродукции грозят окончательно испортить имидж Украины на мировом рынке

Реклама на dsnews.ua

Несмотря на радужные экспортные перспективы, открывающиеся перед Украиной на волне мирового продовольственного кризиса, наша страна может так и остаться подающим надежды поставщиком. Сверхдоходы, которые сулит продажа урожая, заставили включиться в передел этих денег не только аграриев и трейдеров, но и власти, последние законодательные инициативы которых говорят о желании единолично зарабатывать на экспорте. Но на практике такая политика может существенно подпортить репутацию Украины на мировом рынке и сместить ее с первых строк в рейтинге крупнейших продавцов продовольствия на последние.

Экспорт — в одни руки

Украинские власти все активнее пытаются контролировать экспорт сельхозпродукции. В начале февраля в парламенте был зарегистрирован законопроект №8053 "О внесении изменений в Закон "О государственной поддержке сельского хозяйства (относительно особенностей осуществления экспорта объектов государственного ценового регулирования)". Этот документ, без преувеличения, произвел на рынке эффект разорвавшейся бомбы. Его авторы ("регионал" Виталий Борт, бютовец Иван Сидельник, литвиновец Сергей Терещук и коммунистка Марина Перестенко) предложили исключить из экспортной цепочки трейдерские компании. Если законопроект примут, то беспрепятственно продавать за пределы страны продукцию, входящую в список ценового регулирования, смогут лишь сельскохозяйственные предприятия в рамках задекларированных объемов производства и так называемый государственный агент, выбирать которого планируется на тендере. Стоит отметить, что к появлению в недрах парламента скандального документа власти хорошо подготовились. Накануне правительство утвердило новый список объектов ценового регулирования на 2011– 2012 гг., в который, помимо традиционно числящихся там пшеницы, муки и сахара, вошли также молоко, сливочное масло и гречка. Поскольку набор продуктов, цены на которые контролирует государство, пересматривается ежегодно, теоретически в нем могут появиться любые угодные властям "ингредиенты". Всего закон о господдержке сельского хозяйства содержит 23 наименования товаров, которые имеют статус стратегических и при необходимости могут пополнить список объектов ценового регулирования. Среди них соя, рапс, подсолнечное масло, семена подсолнечника, ячмень, горох, мясо и ячмень, то есть практически вся потенциально интересная для экспорта продукция. "По мере того как цена на ту или иную культуру на мировых биржах будет расти, чиновники смогут отсекать от ее экспорта частных трейдеров и передавать контроль за поставками госагенту", — уверена аналитик компании ААА Мария Колесник. О том, что принятие законопроекта №8053 автоматически будет означать монополизацию экспортного рынка, уже заявили профильные ассоциации, в частности Украинская аграрная конфедерация и Украинский клуб аграрного бизнеса.

Нынешняя попытка властей подмять под себя экспорт — далеко не первая. Несколько лет назад государство уже продвигало идею создания национального государственного агента, а также агитировало российских коллег объединить усилия и сообща реализовывать на мировом рынке зерно Причерноморского региона. Однако тогда эти начинания так ничем и не закончились. Но сейчас ситуация кардинально иная: высокие цены на продовольствие позволяют экспортерам рассчитывать на сверхдоходы. По данным Госкомстата, только в прошлом году Украина поставила на внешние рынки зерна на $3,4 млрд (4,6% от общего объема отечественного экспорта), а подсолнечного масла — на $2,3 млрд. И нет ничего удивительного в том, что идея объединить эти потоки под одной крышей тут же была реанимирована. И хотя законодатели утверждают, что будут выбирать продавца украинского урожая на конкурсной основе, аналитики не сомневаются, что фаворитом на превращение в монопольного экспортера как минимум на первом этапе будет киевское ООО "Хлеб Инвестбуд". Эта компания, основанная в 2004 г. государственной акционерной компанией "Хлеб Украины", при последнем распределении квот на экспорт зерновых в январе этого года уже получила право продать за рубеж более трети всех разрешенных к вывозу объемов кукурузы (543,5 тыс. т) и почти половину всей пшеницы (221,3 тыс. т). Исходя из того, что к "Хлеб Инвестбуду", по слухам, имеет отношение целая когорта важных государственных мужей из Украины и России, бороться с этой структурой за право приобщиться к миллиардным продовольственным потокам сторонним компаниям просто не имеет смысла. Тем более что министр аграрной политики Николай Присяжнюк недавно заявил, что его ведомство не усматривает в желании государства регулировать экспорт признаков монополизации отрасли. По словам министра, готовящиеся законодательные изменения станут стимулом для трейдеров не зарабатывать на перепродажах, как это происходит сейчас, а инвестировать в собственное производство. В этом случае они, как полноценные сельскохозяйственные предприятия, смогут беспрепятственно вывезти выращенное добро. Впрочем, подобный вариант выглядит несколько утопически. И более правдоподобным будет сценарий, по которому подготовленное к вывозу зерно госагент начнет просто перепродавать трейдерам, поскольку зарубежные контракты на огромные объемы экспорта у него в обозримом будущем вряд ли появятся.

Все под контролем

Появление скандального законопроекта — далеко не единственный пример попыток государства "закрутить гайки" экспортерам. На прошлой неделе стало известно о подписании между Минагрополитики и производителями подсолнечного масла меморандума, в котором последние обязались ежегодно сокращать экспортные поставки на 5% и направлять эти объемы на внутренний рынок. По мнению чиновников, вливания в отечественную розницу дополнительного масла должно препятствовать его подорожанию. И хотя этот товар растет в цене гораздо меньшими темпами, чем остальные продукты (за последние полгода — на 10–12%), им уже заинтересовался АМКУ, предупредив производителей о недопустимости пересмотра цен. Логика контролеров проста: объемы производства масла в стране превышают показатели внутреннего потребления в восемь раз (3,2 млн т против 400 тыс. т), что автоматически должно гарантировать стабильность цен. Производители масла сочли эту договоренность вполне умеренной платой за возможность беспрепятственно экспортировать свою продукцию. Ведь еще несколько лет назад власти поднимали вопрос о квотировании экспорта подсолнечного масла, так что застрахованным от ограничений не может быть даже этот, явно избыточный по предложению рынок. В прошлом году, по данным профильной ассоциации "Укролія", Украина закрепила за собой статус мирового экспортера подсолнечного масла №1, продав за пределами страны 2,5 млн т масла. При этом потенциально украинские поставщики в состоянии нарастить эту цифру, по меньшей мере, еще на треть. Но вместо этого они, наоборот, должны будут ежегодно сокращать внешние поставки на 125 тыс. т, хотя совершенно непонятно, кому понадобится это масло на внутреннем рынке, где потребление уже давно не растет.

Благодаря действиям властей неопределенная ситуация сложилась и с кукурузой. Еще в начале февраля правительство заявляло, что выделит дополнительную квоту в размере 1,7 млн т для экспорта этой культуры, исходя из ее избытка в стране (урожай кукурузы в минувшем году составил почти 12 млн т), но пока дальше разговоров дело не пошло. А на прошлой неделе ведомство г-на Присяжнюка сообщило, что в ближайшие недели будет решен вопрос о дальнейшей судьбе квот: либо их отменят, либо продлят до июня. Между тем мировое сообщество в лице Международной ассоциации торговли зерном и кормами уже начало сигнализировать, что ограничительная политика украинского государства может если и не закрыть для нашей страны внешние рынки, то как минимум сделать их менее доступными. А отечественные трейдеры, заключая контракты на следующий год, уже столкнулись с тем, что потенциальные покупатели либо вовсе не хотят иметь с ними дела, ссылаясь на высокие риски и непредсказуемость поставок, либо пытаются максимально сбить цены. По мнению Марии Колесник, непродуманная государственная политика на аграрном рынке может существенно подпортить экспортные перспективы Украины. Тем более что подобные прецеденты в мире уже были. Показателен пример Аргентины, где из-за повышения налогов и экспортных пошлин продажи аграрной продукции за пределы страны снизились в несколько раз. После чего эта страна уступила пальму первенства на мировом рынке подсолнечного масла Украине, снизив свою долю с 50 до 19%. А местное население, о котором так пеклись аргентинские власти, так и осталось голодным. Гораздо более действенным способом сдерживать внутренние цены и при этом не терять экспортные рынки эксперты считают взвешенную интервенционную политику государства. "Госрезерв должен закупать не менее 10% от внутреннего потребления сельхозтоваров: как показывает практика, этих объемов вполне достаточно, чтобы удерживать продуктовую инфляцию в допустимых пределах", — говорит директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа. Однако для таких закупок нужны немалые деньги — порядка 5 млрд грн., которых в казне нет. И потому из-за недостаточного финансирования Аграрный фонд пока не смог сформировать даже минимальный "стратегический запас".

Реклама на dsnews.ua

факт

Крупнейший украинский экспортер зерна "Хлеб Инвестбуд" постоянно декларирует связь со своим основателем — государственной акционерной компанией "Хлеб Украины". Однако с прошлого года контрольная доля в капитале "Хлеб Инвестбуда" (51%) находится в руках частной компании — столичного ООО "Каласар". Структура собственности последней крайне интересна. 50% долей в "Каласаре" с недавних пор владеет кипрская фирма Genetechma Finance, имеющая, по информации "ДС", прямое отношение к российской государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". А председателем наблюдательного совета этого финучреждения является ни кто иной, как премьер-министр России Владимир Путин. Что касается второй половины уставного капитала "Каласара", она принадлежит малоизвестному жителю Киева Александру Козыреву, за которым, очевидно, стоит украинская группа влияния на "хлебный" бизнес. К ней может иметь отношение экс-спикер Верховной Рады Арсений Яценюк (его ставленник — глава Закарпатской организации партии "Фронт змін" Роберт Бровди — с прошлого года возглавляет "Хлеб Инвестбуд"), а также ряд высокопоставленных кураторов украинского аграрного сектора.

    Реклама на dsnews.ua