• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Куда уходят деньги?. Миллиардные гранты, выделяемые Украине международными организациями на экономические преобразования, бесследно исчезают в закромах родины

Реклама на dsnews.ua

Ежегодно правительство получает от международного сообщества сотни миллионов долларов, которые должны помочь развитию здравоохранения и образования, модернизации государственных структур, улучшению инфраструктуры и повышению качества законодательных актов. Однако, судя по тому, что из года в год Украина скатывается в международных экономических рейтингах все ниже и ниже, все эти финансовые вливания были потрачены впустую. Но до последнего времени зарубежные благотворители с завидным упорством игнорировали этот факт. Ведь львиная доля предоставляемой ими помощи осваивается их же зарубежными консультантами.

И учат, и лечат

С 1992 г. различные международные финансовые организации и правительства стран-доноров предоставили Украине безвозмездную техническую помощь на сумму более $8 млрд. Львиная доля этих средств предназначалась для финансирования проектов в сфере энергетики, экологии, транспорта, реформ госуправления и развития муниципалитетов, а также для поддержки малого и среднего бизнеса. Не менее охотно доноры поддерживали социальные проекты, СМИ, реформу судебной системы, медицину, образование и различные программы законодательных реформ. В последние несколько лет бесплатная техническая помощь также выделялась на переоснащение вооруженных сил, реформу правоохранительных органов, таможни и обустройство границ. По данным Министерства экономического развития и торговли, по состоянию на 1 сентября 2010 г. у нас реализовывалось 200 проектов технической помощи. Самыми крупными донорами являются США (более $3 млрд) и ЕС (более $2 млрд). Помимо них гранты Украине активно предоставляют правительства и правительственные организации Канады, Германии, Кореи, Швеции, Нидерландов, Японии, Швейцарии, Дании. А также ООН, ЕБРР и МАГАТЭ.

Впрочем, бесплатная помощь явно не способна реально оживить спонсируемые отрасли. Ведь в основном средства грантов расходуются на оплату консультаций, учебных мероприятий и подготовку технической документации к проектам, которые осуществляются за кредитные средства международных финансовых организаций. Иногда доноры обеспечивают поставки необходимого оборудования, в том числе в программах ядерной энергетики, обороны, сельского хозяйства и пищевой промышленности, для муниципалитетов, а также в рамках культурных проектов. Но во всех случаях доноры имеют корыстные мотивы, поскольку консультации и подготовку документации проводят западные специалисты, а оборудование поставляется западными компаниями. Соответственно, предоставляя гранты Украине, правительства и организации стран-доноров по сути финансируют собственных производителей.

Именно этим во многом и объясняется тот факт, что иностранцы до сих пор довольно сдержанно реагировали на то, что украинские чиновники расходуют полученные средства неэффективно, а то и попросту "теряют" их. Например, на протяжении 2002–2008 гг. от Всемирного банка в виде грантов было привлечено $10,5 млн, которые должны были потратить на подготовку кредитных проектов с ВБ. Однако половина из 15 проектов, документацию по которым планировалось подготовить за счет грантовых средств, так и не была реализована. В результате чего страна потеряла возможность привлечь почти $300 млн. на реформирование системы здравоохранения, судебной системы, угольной отрасли, а также для проведения работ по лесовосстановлению на загрязненных радионуклидами землях в Полесье. Получение еще $480 млн, в том числе для реформирования пенсионной системы и социального страхования, улучшения автодорог и повышения безопасности движения, задержалось. Еще $200 млн было недополучено непосредственно из-за бездеятельности чиновников Минэкономики, которые, потратив более $4 млн грантовых денег, так и не смогли написать для кредиторов качественный проект под предполагаемые займы. Аналогичным образом "осваивали" гранты и другие министерства и ведомства. В частности, Минтруда и соцполитики задекларировало желание получить около $80 млн кредитных ресурсов, Гослесхоз — $70 млн, Государственная судебная администрация — $50 млн. На подготовку сопроводительной документации каждому из этих ведомств международными донорами была предоставлена техническая помощь в размере $500–800 тыс. Эти деньги успешно потрачены, но кредиты так и не были привлечены.

Вопиющими фактами нарушений пестрили все эти годы многочисленные проверки Счетной палатой целевого использования средств технической помощи. Поставленное донорами оборудование просто "терялось", "утрачивались" тиражи напечатанных в рамках грантовых проектов учебников и пособий. Масштабные злоупотребления покрываются круговой порукой. Минэкономики закрывает глаза на то, что изначально проекты технической помощи вовремя (а то и вовсе) не регистрируются в министерстве и не вносятся в специально созданный реестр, четко не оговаривается ведомство, ответственное за контроль над расходованием средств, и конечный их получатель. В результате государственные "грантоеды" могут использовать полученные средства фактически на свое усмотрение. Например, по данным Счетной палаты, за три года действия проектов международной технической помощи (2004–2007 гг.) общей стоимостью 67,4 млн грн., получателем которой выступала Центральная избирательная комиссия, в ее бухгалтерском учете и финансовой отчетности отображено получение материальных ценностей лишь в размере 11,3 млн грн. (или всего 16,7% полученных средств). Аудиторы Счетной палаты также неоднократно указывали на то, что Минэкономики игнорирует свою обязанность требовать от получателей грантов отчета об использовании средств, что окончательно развязывает им руки.

Знают о происходящем и сами доноры. Именно этим можно объяснить тот факт, что, например, с 2007 г. количество грантовых проектов в стране практически не изменилось. В частных разговорах представители многих иностранных "финансовых помощников" заявляют, что собираются после завершения текущих проектов либо вовсе свернуть сотрудничество с Украиной, либо резко снизить объемы финансирования проектов. Впрочем, до сих пор открыто об этом никто не заявлял.

Реклама на dsnews.ua

На взаимовыгодных началах

Заинтересованность Украины в дальнейшем получении западных грантов очевидна, ведь дармовые деньги всегда нужны. Да и европейцы, если копнуть поглубже, не кажутся такими уж бессребрениками. Прежде всего, потому, что часть грантовых средств осваивается европейскими же компаниями, которых привлекают для подготовки разнообразной сопроводительной документации, обучения отечественных специалистов и пр. Да и сам Брюссель напрямую заинтересован в успешной реализации программ, на которые выделяет средства. К примеру, крепкие украинские границы позволят минимизировать потоки нелегальных мигрантов в зону ЕС, упрощение украинских таможенных правил облегчит работу европейских экспортеров. А доступ к процессу формирования украинского законодательного поля позволяет успешнее лоббировать интересы европейского бизнеса. Далеко не бескорыстные намерения европейцев подтверждает и последний инцидент с замораживанием грантов Еврокомиссии для Украины из-за "неправильных" положений отечественного закона о госзакупках, ограничивающих доступ иностранных компаний к освоению средств украинского бюджета.

Такое решение Брюсселя чревато замораживанием и других программ сотрудничества нашей страны с международными финансовыми организациям. Ведь требования к прозрачности тендерных процедур выдвигают также Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. А это уже может иметь куда более серьезные негативные последствия для дальнейшего развития украинской инфраструктуры. В бюджете на 2011 г. запланировано получить от международных кредиторов около 3,3 млрд грн. Среди проектов, которые должны быть профинансированы за кредитные средства, модернизация налоговой службы, реабилитация малых ГЭС, развитие городской инфраструктуры и системы социальной помощи, ремонт дорог, линий электропередач, системы водоканалов и реконструкция Бориспольского аэропорта. Впрочем, такой сценарий развития событий маловероятен. Сразу же после сообщения европейцев о замораживании грантовых программ брюссельских чиновников поспешили успокоить. "В данном случае есть разногласия между украинской властью и Еврокомиссией по конкретным тендерным процедурам, и это привело к остановке финансовой помощи органам власти. Но в любом случае, я думаю, что эти вопросы можно решить с учетом того, что законодательство по тендерным закупкам подлежит модификации", — сообщил в конце минувшей недели глава подкомитета по вопросам международной экономической политики Алексей Плотников. И это понятно: стороны, которые равно заинтересованы в сотрудничестве, всегда смогут договориться.

    Реклама на dsnews.ua