• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Александр Бондарь

Реклама на dsnews.ua

23 июня Кабмин внес в Верховную Раду законопроект №8723 "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации". Этот документ предусматривает снятие ограничений на приватизацию ряда крупных предприятий в ключевых отраслях экономики страны, в частности авиастроении, титановой и топливно-энергетической. Мотивом для этого служит экономическая нецелесообразность их сохранения в государственной собственности. Согласны ли вы с такой инициативой правительства?

А.Б. Здесь есть два момента. Первый заключается в том, что с начала работы действующего Кабинета Министров мы в комитете по вопросам экономической политики требовали от правительства подать уточненный перечень объектов, не подлежащих приватизации. Потому что за последние годы в нем произошли большие изменения и сейчас он явно устарел. Имеется в виду, что одни предприятия из списка были давно реорганизованы, другие ликвидированы, третьи поменяли название и так далее. Также существует проблема с созданием единого перечня, поскольку сейчас их фактически два: в одном — объекты, которые не могут быть приватизированы, в него входят только госпредприятия, в другом — компании, продажа которых запрещена, но разрешена корпоратизация, там акционерные общества смешанной формы собственности. Второй момент заключается в том, что депутаты постоянно вносят свои изменения в перечень, а мы в комитете их почти все регулярно отвергаем. Мы считаем, что вносить изменения, да и вообще наводить порядок с приватизацией должно правительство. Поэтому, на первый взгляд, в целом его нынешняя инициатива положительна, но если бы только она касалась озвученных выше проблем. Ведь вместе с их решением Кабмин старается выполнить и пожелания приближенных к власти бизнесменов, которые уже давно открыто заявляют, какие именно госпредприятия они хотели бы приобрести. Мы все знаем, кто хочет сделать единую интегрированную химическую компанию, кто хочет замкнуть на себе весь цикл "уголь-электроэнергия-металл" и так далее. (Владелец Group DF Дмитрий Фирташ выражает заинтересованность в приобретении государственных активов в титановой и химической отраслях, а группа СКМ Рината Ахметова — энергетических и угольных предприятий. — "ДС".) Так что сейчас просто идет распределение отраслей по итогам последних президентских выборов. Что касается планов выведения из перечня предприятий авиастроения — АНТК им. Антонова и Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, то это явный жест навстречу пожеланиям России. Ведь Кремль давно хочет создать на их базе СП, но до тех пор, пока они находятся в перечне запрещенных к приватизации объектов, сделать этого не может.

Как вы считаете, высоки ли шансы на одобрение этого законопроекта Верховной Радой и подписание Президентом и когда это может произойти?

А.Б. Если законопроект подан Кабмином и согласован на высшем уровне, то с ним не должна повториться история отклоненного в июне парламентом проекта закона №8655 депутата от фракции Партии регионов Юрия Каракая по выведению из перечня не подлежащих приватизации объектов отдельных предприятий титановой отрасли. Сейчас уже очевидно, что по правительственному варианту все необходимые договоренности достигнуты. Что касается сроков, то до окончания летней сессии осталась одна неделя. Во вторник, 5 июля, запланировано заседание нашего комитета, и законопроект могут экстренно вынести на рассмотрение. Но это маловероятно, поскольку документ сложный. Тем более что повестка заседания уже сформирована. Я докладываю на комитете по двум правительственным проектам: один — прошедший первое чтение проект по передаче ФГИУ права продажи имущества госпредприятий. Его я поддерживаю. Другой — новая редакция закона о платежеспособности должника и признании его банкротом, где, в частности, снимается масса проблем с санацией ГП. По нему есть вопросы, но он лучше действующего.

Какие шаги, по вашему мнению, нужно сделать властям, чтобы повысить эффективность приватизационного процесса?

А.Б. Приватизационное законодательство у нас отличное. Вопрос только в его исполнении. Еще при Юлии Тимошенко была выписана процедура конкурсов с признаками аукциона, которую реализовали при повторной приватизации в 2005 г. "Криворожстали" или так и не завершенной в 2009 г. продаже Одесского припортового завода. Если бы хоть один такой конкурс был проведен сейчас, это сразу бы вызвало доверие и интерес к Украине со стороны иностранных инвесторов. Но никто даже не пытается этого делать. Никто не хочет их видеть у нас и повышать конкуренцию. Посмотрите на "Криворожсталь" (сейчас комбинат называется "АрселорМиттал Кривой Рог". — "ДС") — это и самые высокие зарплаты, и социальное обеспечение работников, и налоги для города. И посмотрите на аналогичные предприятия в стране. "Криворожсталь" властям как бельмо в глазу, и сегодня все делается, чтобы выжить оттуда инвестора, дабы у него лопнуло терпение. Ежедневные проверки и огромная задолженность по НДС этому предприятию сажают его на иглу банкротства. Так в свое время было сделано с ММК им. Ильича, чтобы прежний владелец согласился на продажу.

Считаете ли вы оправданной намечающуюся приватизацию энергогенерирующих компаний и облэнерго, а также оставшихся у государства стратегических предприятий, среди которых Одесский припортовый завод и "Турбоатом"?

Реклама на dsnews.ua

А.Б. Я всегда говорил, что Одесский припортовый завод и генерацию надо продавать. И чем быстрее, тем лучше. Вопрос лишь в том, как это делать — на настоящих конкурсах или через фактическую передачу в одни руки заранее выбранному претенденту. Если эти объекты продать на открытых торгах, без искусственных барьеров для претендентов, это позволит получить от приватизации максимальную отдачу. Но в том, что такой сценарий будет реализован сейчас, у меня возникают большие сомнения.

Можно ли вообще ожидать какой-либо конкуренции за приватизируемые объекты?

А.Б. Вряд ли, ведь все заранее решено на высшем уровне: цена и покупатель. Любой участник со стороны, который пожелает войти в процесс, получит массу проблем. Заметьте, все продажи идут сейчас без каких-либо судов. Никто даже не думает мешать проводимой властью приватизации. Вспомните, сколько было замечаний и недовольства по поводу приватизации "Международных авиалиний Украины" (их высказывала компания "Днипроавиа" Игоря Коломойского. — "ДС"), сколько говорили о непрозрачности конкурса по "Укртелекому"? Но исков в суд никто так и не подал. Это и есть признак того, что никакой конкуренции нынешняя приватизация не предусматривает. Я бы предложил председателю Фонда государственного имущества Александру Рябченко вообще отменить дорогостоящие и отнимающие много времени процедуры конкурсов. Потому что их всерьез уже никто не воспринимает. В некоторых постсоциалистических странах была такая практика: правительство назначает покупателя на стратегические предприятия самостоятельно. Все делается в течение недели, деньги поступают, всем все понятно и все довольны, а правительство как коллегиальный орган ответственности за это не несет. Может, это недемократично, но лучше, чем то, что происходит сейчас, когда только создается видимость проведения открытого конкурса.

    Реклама на dsnews.ua