• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Российская ось прагматизма

Реклама на dsnews.ua

Последние приготовления
Похоже, идея крестового похода против Ирака пришлась по душе лишь американскому президенту и британскому премьеру. Да и те прекрасно понимают, что в придачу к войне они получат очередную волну антизападных настроений, возможный распад Ирака на неконтролируемые зоны, наконец, приостановление поставок нефти с Ближнего Востока и энергетический кризис. Ни одно правительство не в восторге от затей Вашингтона. И даже Иран, который не прочь бы понаблюдать за агонией давнего врага, осознает нелепость этой затеи. "Учитывая особое значение Персидского залива с его огромными нефтяными скважинами и газовыми полями, можно сказать, что любой инцидент в этом регионе нанесет ущерб всякому, кто инициирует его", — мудро заявил аятолла Хомейни.
И все же находятся люди, утверждающие, что Джордж Буш слишком мягко обходится с Саддамом Хусейном. Доброжелатели подсказывают хозяину Белого дома, что его долгие разглагольствования об "оси зла" (этот термин для обозначения Ирака, Ирана и Северной Кореи советники Буша изобрели специально для его инаугурационной речи, чтобы заменить надоевшее "страны-изгои"), не подкрепленные действиями, навредят его репутации и снизят рейтинги. Доброжелатели попали в точку. Американский президент взял рабочий отпуск, заперся на своем ранчо и принялся штудировать книгу Элиота Коэна "Верховное командование". В ней видный профессор доказывает на примере Абрахама Линкольна, Жоржа Клемансо, Уинстона Черчилля и Давида Бен-Гуриона, что великие политики справлялись с военными задачами куда лучше генералов. Джорджу Бушу такую книгу читать приятно. Ему докладывают, что армия успешно завершила крупнейшие в истории страны компьютерные учения с участием 14 млн человек, обошедшиеся стране в $250 млн, что на виртуальном полигоне, расположенном в Персидском заливе, участники научились атаковать склады с химическим и биологическим оружием. Что $350 тыс., выделяемые ежемесячно на тайные операции в Ираке, расходуются по назначению. Что военные зафрахтовали десять грузовых судов для перевозки боевой техники в район Персидского залива. Что американские компании Chevron, Texaco и Exxon Mobil снизили экспорт иракской нефти из-за международных санкций с 1 млн баррелей в день до 200 тыс., и теперь Ирак ежедневно лишается $20 млн. Что стратегические запасы американской нефти планомерно увеличивают с 580 до 700 млн баррелей. Что страны ОПЭК не в восторге от войны с Ираком, но в случае необходимости помогут рынку своей нефтью. И что иракская армия слишком слаба.
Теперь Вашингтону необходимо лишь уговорить Китай и Россию, постоянных членов Совета Безопасности ООН с правом вето, что война с Ираком необходима человечеству. Но в этот момент Ирак приглашает к себе инспекторов, доказывает, что предполагаемый склад с биологическим оружием — это всего лишь хранилище молочных продуктов и, что самое неприятное, прикрывается от возможных ударов сотрудничеством с Россией.

Сговор с Вашингтоном
В дискуссиях о том, зачем Москва, в последнее время сдружившаяся с Вашингтоном, лезет на рожон, звучит мнение, что "сделка века" — это лишь дипломатический успех "оси зла". "Саддам покупает Москву", — пишет газета "Время новостей". Еще в феврале Владимир Путин предостерег администрацию Буша от необдуманной войны, а на днях премьер-министр Михаил Касьянов сказал сакраментальную фразу: "Западу следует делать различие между реальными и ничего не значащими угрозами. Сделка с Ираком менее важна, чем кажется на первый взгляд, поскольку оформлена в рамках ограничений, предусмотренных наложенными на Багдад Организацией Объединенных Наций санкциями".
Не исключено, что Москва стремится показать Вашингтону свои экономические интересы в Ираке и намекнуть, что в случае свержения Хусейна они должны быть учтены. Российские фирмы — крупнейшие покупатели иракской нефти. Позиции российских нефтяных гигантов в Ираке очень сильны. Ежегодно они закупают нефть на $5 млрд, к тому же "застолбив" некоторые нефтяные месторождения.
Сомнение у экспертов вызывает сама сумма соглашения. Большинство полагает, что у обедневшего Ирака просто нет возможности обеспечить выполнение такой крупномасштабной сделки. "Это не особенно крупная сумма в масштабах проектов, в которых нуждается Ирак, — возражает посол этой страны в Москве Аббас Халаф. — У Ирака есть деньги. Он может продавать нефти на $14 млрд в год".
России хотелось бы в это верить. Ирак еще с советских времен задолжал ей более $7 млрд. Багдад рад бы вернуть долги, но такая возможность откроется лишь после снятия международных экономических санкций.
Двигать Москвой может и простое раздражение. В последнее время она шла на всевозможные уступки США, практически ничего не получая взамен. Американская администрация не отменила даже явно устаревшие торговые ограничения, связанные с поправкой Джексона-Вэника. И вот она — декларация свободы своих маневров, создание собственной зоны влияния, пусть даже в рамках "оси зла".
Пытаясь избежать открытого столкновения, американские дипломаты приуменьшили значение сделки. Они снова назвали Москву "одним из самых сильных союзников в войне против терроризма", при этом мягко, по-джентльменски намекнув, что хорошо бы придерживаться своих обязательств в ООН и не помогать Ираку материально. Самый жесткий комментарий высказал секретарь обороны Дональд Рамсфельд. Расширение связей с Ираком, предупредил военный министр, приравняет Россию к другим "друзьям террористов" и отпугнет зарубежных инвесторов. "До тех пор, пока Россия афиширует свои отношения с такими странами, как Ирак, Ливия, Сирия, Куба и Северная Корея, она подает всему миру сигнал, что ей кажется целесообразным иметь дело с террористическими державами", — заявил Рамсфельд. Он полагает, что в случае войны отношения США с Россией однозначно не ухудшатся. "У меня такое впечатление, что российская администрация абсолютно прагматична, и к тому же заинтересована в США больше, чем в Ираке".
Так что, судя по всему, Москва не застала Вашингтон врасплох. "Москва довольно прагматична, — вторит словам Рамсфельда директор московского Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. — Она знает, что США планируют атаку против Саддама Хусейна в той или иной форме. Вопрос не в том, состоится ли она, а в том, когда это произойдет. И я думаю, что между Россией и Америкой происходят закулисные переговоры о том, чтобы обеспечить российские интересы в послесаддамовском Ираке".

    Реклама на dsnews.ua