Танковые аппетиты Малайзии
На прошлой неделе первый вице-премьер правительства Украины Олег Дубина посетил с визитом Малайзию, где подписал первое украинско-малайзийское соглашение о сотрудничестве. Федерация Малайзия относится к числу наиболее экономически развитых государств Индокитая, она была и остается одним из инициаторов создания и активным членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). И хотя Индокитай считается одной их горячих точек планеты, 18-миллионное государство, казалось, не интересовала военная тематика. Малайцы почти не принимали участия в вооруженных конфликтах, потрясавших полуостров. Покуда ее соседи воевали, страна занималась развитием экономики и культуры. В Федерации — в единственном государстве полуострова — постоянно действовал для населения запрет на ношение и хранение стрелкового оружия, причем он распространялся на все слои населения, даже на представителей силовых структур вне исполнения обязанностей. Для многих Малайзия казалась таким себе эталоном пацифизма, возведенного в ранг государственной идеологии.
Но в первой половине 90-х годов страна взяла курс на модернизацию вооружений. Принятая малайзийским руководством программа реорганизации вооруженных сил, по словам главы оборонного ведомства страны Абдула Разака, охватывает все их виды и учитывает военную обстановку в стратегическом, политическом и региональном контексте. Малайзия считает реальной угрозу возникновения конфликтов на религиозной и этнической почве. Как сказал министр, главную опасность представляют терроризм и распространение оружия массового поражения.
Первый контракт Малайзии со странами бывшего СССР подписала в 1994 г. Россия. Согласно этому документу в Малайзию были поставлены 18 самолетов МиГ-29 на общую сумму около $600 млн, а в 1998 г. к ним добавились два вертолета Ми-17.
Следует отметить, что Малайзия ведет довольно гибкую политику в области военно-технического сотрудничества и, сохраняя нейтральные позиции, старается держаться на равном удалении от основных сил на мировой арене. Так, практически одновременно с закупками в России она приобрела у США восемь истребителей F/A-18D и два вертолета фирмы "Сикорски" S-70A. В целом объемы импорта оружия Малайзией выросли с $70 млн в 1990 г. до $950 млн в 1994 г.
С учетом того, что военный бюджет Федерации составляет порядка $1,5 млрд, она, бесспорно, представляет интерес в плане военно-технического сотрудничества и становится ареной конкурентной борьбы между странами — поставщиками вооружения.
И только сейчас на рынок вооружения в Малайзии попробовала вторгнуться Украина. Что же смог предложить малайзийским коллегам Олег Дубина? Как стало очевидно, первый вице-премьер решил "выбить" из малайской игры нашего стратегического партнера и соседа — Польшу. И это при том, что до последнего времени Польша была своеобразным мостом между Украиной и Малайзией — при отсутствии посольства Малайзии в Украине функции такового выполняло ее посольство в Польской Республике (по совместительству). "Мы понимаем, что политическое решение (руководства Малайзии) по изготовлению и приобретению польских танков (РТ-91) было принято раньше, но функции танка, который они покупают у Польши, достаточно далеки от тех, которыми обладает танк Т-84", — сказал вице-премьер и также добавил, что украинский танк выдержал испытания в Малайзии, пройдя более 2,2 тыс. км, и "показал себя с наилучшей стороны".
По словам Олега Дубины, в ходе этого визита в Малайзию украинская правительственная делегация пригласила принимающую сторону посетить Украину "для обсуждения оборонных вопросов", а также ознакомиться с потенциалом Украины в этой сфере. "Нет никакого секрета — мы участвуем в тендерах, которые проводит Малайзия, но сегодня окончательных решений малайзийского правительства по этим тендерам нет", — особо отметил он. Вице-премьер также высказал надежду, что этот визит правительственной делегации нашей страны "подтолкнет малайзийскую сторону к принятию положительных для Украины решений по оборонным тендерам".
"Положительные для Украины решения" не заставили себя ждать. Малайзия инициировала создание украинско-малайзийской межгосударственной комиссии. Украина предложила свои услуги по постройке газопровода и внедрения программ топливно-энергетического комплекса. Естественно, не обошлось без традиционной попытки продать новому партнеру украинские трубы. Вице-премьер правительства Малайзии Абдулла Ахмад Бадави пообещал рассмотреть этот вопрос и высказался в том духе, что его страну интересует украинский опыт в области космической и спутниковой связи, ядерные технологии, судостроительство, медицина.
Вполне возможно, что за поставку техники Малайзия сможет расплачиваться не только деньгами. Своеобразной "жидкой валютой" в Малайзии считается пальмовое масло — здесь сосредоточено две трети его мирового производства. Оно нам необходимо для облагораживания животных и растительных жиров, без него невозможно производить не только высококачественную зубную пасту или косметику, но и особо прочную сталь. Его так или иначе нам приходится покупать на мировом рынке, только цены там отнюдь не такие, как в двусторонних сделках. Малайзии такой вариант тоже очень интересен. Не только потому, что это бартер, — таким путем решаются и социальные проблемы: закладываются новые плантации, создаются новые рабочие места, все больше людей могут получать достойную зарплату.
Одним словом, Украина постепенно открывает себя для Индокитая. Но на этом пути могут возникать вопросы. Например, не осложнятся ли у нас отношения с Польшей из-за активизации нашей деятельности на традиционно польском направлении? Готова ли Украина и дальше демонстрировать свою решимость в борьбе за рынки сбыта, не оглядываясь на интересы соседей? И готова ли она так же активно вступить в противоборство с российским ВПК, предложив Малайзии, скажем, более выгодные контракты в авиационной области?