• USD 39.6
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Крымские предвыборные расклады

Реклама на dsnews.ua

Политический сезон в Крыму уже в разгаре: премьер-министр АРК Сергей Куницын говорит о политической нестабильности, в трех округах идут довыборы в крымский парламент. Открывающая свою работу 18 сентября очередная сессия парламента АР Крым, как считают некоторые аналитики, может принести сюрпризы.

Продолжительное время отсутствуют какая-либо критика Совета Министров или публичные обвинения в адрес Сергея Куницына и, по словам самого премьера, существует прямой открытый диалог между Верховным Советом автономии в лице спикера Бориса Дейча и председателем правительства. На этом фоне заявление г-на Куницына о дестабилизации политической ситуации на полуострове и якобы готовящихся планах по смене правительства прозвучало для многих неожиданно и резко. Это заявление премьер автономии сделал на пресс-конференции, посвященной 100 дням работы нового состава Совмина.

В середине августа признаком ухудшения позиции Сергея Куницына в Крыму можно было считать лишь заявление главы Меджлиса крымских татар Мустафы Джемилева, который сказал, что "с председателем Совмина Крыма Сергеем Куницыным как-то не складываются конструктивные отношения". До сих пор конструктивные отношения г-на Куницына с татарами были одним из главных козырей премьера в Администрации Президента. Сейчас у него добавился еще один повод для неуверенности — ход довыборов в крымский парламент. В 25-м избирательном округе не был зарегистрирован наиболее вероятный союзник премьера Владимир Беляев, и сложной может оказаться кампания для второго близкого Сергею Куницыну человека, руководителя строительной компании "Консоль" Владимира Константинова (округ №30).

Единственная реальная попытка покушения на премьерскую должность принадлежит Андрею Сенченко, который вот уже пять лет ведет безуспешную борьбу за премьерское кресло в автономии. Новая премьерская претензия г-на Сенченко — уже не секрет в Крыму, тем более что он необычайно много времени стал проводить в Киеве и Москве.

Возникает вопрос: что же все-таки подтолкнуло премьера к заявлению о дестабилизации при внешнем отсутствии признаков нестабильности? Не исключено, что поводом стала активность Андрея Сенченко. Но если так, то это говорит о неуверенности Сергея Куницына в своих силах. Ведь Андрей Сенченко является насколько активным, настолько и до сих пор неудачливым политиком. Возможно, заявление премьера об угрозе политической стабильности вызвано тем, что состояние политического конфликта уже стало комфортной средой для Сергея Куницына, так как техника работы в условиях конфликта им хорошо освоена благодаря трехлетнему противостоянию с главным коммунистом автономии Леонидом Грачом.

Можно также предположить, что премьеру пока практически нечего обсуждать, кроме политических вопросов. Ведь на пресс-конференции, посвященной 100 дням Совета Министров, он не предложил ни одной новой экономической идеи или проекта развития автономии.

Сейчас политическая стабильность в Крыму зависит от главы Совмина, от того, насколько эффективным будет его диалог с парламентом, сможет ли г-н Куницын предложить республике новые идеи экономического развития. Но при этом необходимо констатировать, что стабильность сама по себе не является достаточной для появления новых экономических предложений и решений.

Реклама на dsnews.ua

В данное время важным представляется не столько обсуждение политической ситуации в автономии, сколько обсуждение способностей крымской политической элиты к преобразованиям. Вот уже почти 10 лет республикой управляют крымские политики. Все это время здесь наблюдаются политические междоусобицы и интриги, а также полное отсутствие новых реалистичных экономических идей и проектов.

В автономии, как и во всей стране, мы видим еще советскую структуру экономики, оставшуюся от централизованного планового управления. Это видно из структуры бюджетных поступлений и правительственных отчетов о социально-экономическом развитии региона, строящиеся по советскому принципу, когда, например, рост производства в сельскохозяйственной отрасли измерялся в надоях молока на корову или продуктивности кур-несушек. 20 предприятий, доставшихся Крыму от СССР, обеспечивают ему примерно 50% бюджетных поступлений. Практически все остальные доходы формируются в санаторно-курортном комплексе и в аграрном секторе. Это означает, что за время существования автономии в Крыму практически не появилось новых экономических видов деятельности. До сих пор эффективность экономики полуострова оценивается в динамике производства продукции, а не в показателях валового внутреннего продукта. Нерентабельной является половина всех промышленных предприятий полуострова, что свидетельствует, в первую очередь, о нереорганизованности крымского промышленного сектора.

Экономическая политика автономии заходит, по-видимому, в тупик, определяя курортный бизнес ключевой точкой роста экономики. Крым уже проиграл конкуренцию другим черноморским курортам своего класса — Турции и Болгарии. Даже Министерство курортов и туризма АРК в этом году неоднократно признавало, что по качеству услуг полуостров значительно уступает курортам этих стран. Как следствие, в этом году полуостров получил еще более бедных курортников, нежели в предыдущие годы.

Крым проиграл уже не просто конкуренцию за туристов, но и конкуренцию за инвестиции в туристический бизнес. Между тем, только расходы на создание инфраструктуры, которая сделала бы его потенциально привлекательной территорией для инвестиций в туристический бизнес, оцениваются в сумму до $10 млрд. Источник этих средств неизвестен.

Пока политическая элита автономии доказала готовность и способность к политическим интригам, но совсем не к развитию экономики. В состоянии ли крымские политики управлять таким сложным регионом, как Крым? Этот вопрос сейчас выходит на первый план.

    Реклама на dsnews.ua