• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Узкие двери Евросоюза

Реклама на dsnews.ua

О том, что со своим багажом Украина не пройдет в двери европейского поезда, снова говорили европейские политики. На этот раз в польской столице. И на сей раз всю значимость этих слов подчеркивало присутствие за столом переговоров лидеров оппозиции и отсутствие украинского Президента.

Украинский Президент приехал в Бельведерский замок спустя несколько минут после того, как его покинули представители украинской делегации: двухдневная конференция "Расширение Европейского Союза и НАТО — перспективы Украины" подходила к концу. Но Леонид Кучма никуда не опоздал. Разминуться с соотечественниками входило в его дальновидные планы, хотя организаторы приглашали всех вместе. Перед прибытием главы нашего государства в Варшаву о судьбе страны с ведущими политиками Польши и Евросоюза рассуждали и спорили лидеры украинской оппозиции. Кроме них за "круглым столом" были и некоторые представители власти. Это — знак. Для кого-то обнадеживающий, кому-то внушающий опасения, но в любом случае — очень важный.

Неординарное событие произошло не на ровном месте. Дело в том, что дружественная нам Польша оказалась в незавидной роли жильца многоквартирного дома, уставшего слышать душераздирающие крики за стеной и во что бы то ни стало желающего примирить главу соседского семейства с нерадивыми домочадцами. Конечно, можно было бы ограничиться звукоизоляцией, но в том-то все и дело, что слышать, что происходит у соседей, для Варшавы чрезвычайно важно. Для семейного совета, как известно, был предложен пресловутый "круглый стол", тот самый, за которым его дипломатичные обладатели еще 13 лет назад обо всем договорились и после чего почти не ссорились. Но в предложении этого символического предмета соседи усмотрели излишнюю заботу и навязчивость, о которой в народе говорят проще: "не суйте нос в чужой вопрос". Именно это в обтекаемой форме и было сказано инициативным примирителям.

Отбросив аллегории, скажем прямо: не желая оказаться самым младшим членом Европейского Союза, скромно расположившимся на его восточных задворках, Польша решила заработать несколько рейтинговых очков, взяв шефство над Украиной. Доказав таким образом свою дипломатическую состоятельность, Варшава могла бы рассчитывать на то, что уже в достаточно обозримом будущем европейская граница может сдвинуться на пару тысяч километров, и, затащив Украину из некоего вакуума на периферию развитой Европы, Польша моментально оказалась бы ближе к ее центру.

Кстати, отношения у Киева с Варшавой далеко не идиллические. Уже не только жители Польши с опаской относятся к нашим согражданам, считая их отсталыми и нечестными (по крайней мере, об этом свидетельствуют всяческие опросы), но и сам президент Александр Квасьневский, не раз публично названный личным другом Президента нашего, позволил себе нелестные отзывы о соседнем государстве и коллеге в частности. Раздавая "прозападные обещания", говорил Квасьневский в сентябре, Кучма "не продвигает обещанные реформы". Конечно, этим словам можно было бы дать единственно возможную трезвую оценку: Польша поет чужие песни — никаких других и не положено стране, одной ногой запрыгнувшей на подножку поезда, несущегося в Брюссель. А у нас зачем-то обиделись. И обида эта достигла апогея в тот момент, когда польский премьер Лешек Миллер не совсем дипломатично и не совсем вовремя предложил украинскому Президенту и украинской оппозиции встретиться на польской территории. Наши политики тут же припомнили аналогичные прецеденты из новейшей политической истории: палестино-израильские переговоры в Кэмп-Дэвиде, югославские — в Дэйтоне и Рамбуйе. Но там, как было справедливо отмечено, речь шла о прекращении полномасштабной войны. В случае с независимым государством, где пока что царят относительный мир и относительное спокойствие, предложение о переговорах на нейтральной территории сочли чрезвычайно недипломатичным.

Но пусть и по измененному сценарию (Президент — отдельно, оппозиция — отдельно), но встреча состоялась. Экс-премьер и лидер "Нашей Украины" Виктор Ющенко предложил выходить из кризиса по плану. Вначале сформировать демократическое парламентское большинство, затем коалиционное правительство, потом между ними и главой государства подписать договор, восстановить свободу слова и управлять страной в режиме бесконечного "круглого стола".

Польский президент Квасьневский немного пожурил нашу оппозицию за излишнее давление на Президента, напомнив, что политическая жизнь, построенная на лозунгах демонстрантов, отличается хаосом и нестабильностью. Эти слова он подкрепил убедительной латинской крылатой фразой: "Закон суров, но это закон".

Реклама на dsnews.ua

Представляющий в Польше позицию Леонида Кучмы глава президентской администрации Виктор Медведчук описал радужную картину. Докладчик сообщил собравшимся, что в нашей стране экономика развивается, уровень жизни растет, а по темпам реформ мы вот-вот догоним и перегоним Польшу. А если и есть какие-либо проблемы, то лишь потому, что в Европу нас до сих пор не пригласили. Лейтмотивом звучала фраза: "К диалогу с оппозицией власть готова". Правда, слова эти несколько не согласовались с отсутствием на встрече главы страны. Он, как мы уже говорили, прибыл позже и отдельно встретился с Квасьневским и шефом европейской дипломатии Хавьером Соланой.

Леонид Кучма вынужден был признать, что "до европейской демократии нам еще идти и идти", объяснив это тем, что мы "жили и находились в другой системе" и у нас "не было политической элиты". Кроме того, Президент назвал трагедией то, что отдельные политики "едут за границу" и там нашу страну позорят. И еще добавил, что совершенно не понимает, почему до "кассетного скандала" все в мире говорили, что Украина идет верной дорогой, а потом стали говорить, что мы идем другим путем".

Высказался и Хавьер Солана. Он предупредил, что хорошо бы для начала "придерживаться европейских стандартов, а потом уже думать о своем статусе в отношениях с Европейским Союзом". Помянул и экономику, и свободу слова, и "тайную торговлю оружием", и "амбиции некоторых политиков", мешающие диалогу власти с оппозицией. Не обошлось и без упоминания о коррупции: "это не то, с чем можно войти в Европу", — заметил видный дипломат, добавив, противореча словам Медведчука, что "дело не в том, чтобы Украина села в поезд и поехала в Европу". Представитель ЕС пообещал, что на полпути нас не бросят, что "изменится и сам поезд", то есть Киеву будет предложена какая-то новая форма сотрудничества. Но произойдет это лишь после 2004 г. До разрешения политического кризиса, подчеркнул Солана, ни на какие серьезные предложения Брюсселя можно не рассчитывать. И добавил, что курс, взятый Украиной, пока что не приближает ее к Европе, а отдаляет. Не на тот поезд сели.

<СПРАВКА>
В статье "Нелюбовные треугольники большинства", опубликованной в "ДС" № 41(75) на стр. 2, по вине автора допущена ошибка. Депутат Владимир Стретович не выходил из фракции "Наша Украина". Редакция приносит свои извинения Владимиру Стретовичу.
    Реклама на dsnews.ua