• USD 39.6
  • EUR 42.2
  • GBP 49.4
Спецпроекты

УБОП едва не разогнали

Реклама на dsnews.ua

Из давно уже тлеющей дискуссии на тему, нужен ли нам УБОП, на прошлой неделе разгорелся настоящий скандал. В Верховной Раде родился и готовился к рассмотрению законопроект, который фактически предусматривает ликвидацию милицейской службы по борьбе с организованной преступностью в ее нынешнем виде.

Законопроект против УБОП
ГУБОП МВД Украины, весьма инертный в вопросах работы с прессой, организовал беспрецедентную акцию — "круглый стол", цель которого — убедить журналистов в недопустимости принятия подобной законодательной инициативы. Правда, меро-
приятие, в котором участвовали нынешний и два бывших начальника главного управления, зам-генпрокурора, ученые и депутаты, проводилось на нейтральной территории — в государственном информагентстве.

Скандальный законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упорядочения системы органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью" его автор, народный депутат Юрий Артеменко, написал в течение нескольких дней после инцидента с задержанием российского бизнесмена Константина Григоришина. Это событие имело огромный резонанс, в частности в парламенте и даже в самом министерстве. Видимым последствием этого скандала для МВД стало увольнение первого замгоссекретаря министерства, начальника ГУБОП Николая Джиги. Почти сразу после назначения на эту должность Юрия Черкасова, давнего соратника нынешнего и. о. министра внутренних дел Юрия Смирнова, новый начальник заявил о серьезной проверке во вверенных ему рядах. На 18 ноября планировалась коллегия МВД по результатам этой проверки, однако ее перенесли (очевидно, в связи с отставкой правительства). Но как бы то ни было, из уст министра уже прозвучало заявление о предстоящей смене почти трети руководства областных УБОПов.

Недовольство работой этой службы зрело у депутатов давно. Наибольшие всплески публичной критики относились к тому, что происходило в предвыборный период с оппозиционерами и сторонниками Виктора Ющенко. Позже обострение политической ситуации удивительным образом совпадало с очередными неприятностями для тех депутатов, кто не поддавался на другие формы увещевания. В пояснительной записке к нынешнему законопроекту указывается, что областные управления "занимаются мелкими делами, которые по своей сути не относятся к компетенции управления", "вместо того, чтобы заниматься аналитической работой, большую часть усилий УБОП направляет на развитие силовых методов, создание специальных силовых подразделений", "УБОП перешел от борьбы с оргпреступностью к т. н. "крышеванию", "неединичны случаи, когда работники УБОП после увольнения со службы переходят работать руководителями в предпринимательские структуры, против которых они в свое время возбуждали уголовные дела" и т. д. А посему органы по борьбе с оргпреступностью предлагается лишить полномочий, предусмотренных законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью". В законопроекте предлагается оставить специализированное управление лишь в СБУ, а нынешние функции УБОП передать криминальной милиции.

Первый замгоссекретаря МВД и бывший руководитель ГУБОП Михаил Корниенко соглашается, что Закон "Об организационно-правовых основах...", принятый еще в 1993 г., в некоторых положениях не соответствует Конституции. Но полное расформирование этой службы считает недопустимым. На "круглом столе" он заявил, что сотрудники управлений выявляют "порядка 80 процентов всех тех преступлений, которые раскрываются спецподразделениями МВД, СБУ, Госкомграницы. За десять месяцев текущего года ими составлено около 2000 админпротоколов о коррупции. За одиннадцать лет существования, — подчеркивает Корниенко, — УБОП не успел так себя скомпрометировать, чтобы быть распущенным". По его словам, в 91-м ГУБОП начинал с ликвидации 100, затем — 200–300 ОПГ в год. В пиковые 1996–97 гг. — 1000 и более, а с 1998 г. — стабильно в пределах 700–800. Депутаты считают подобные цифры лишь имитацией борьбы, поскольку большая часть группировок очень малочисленна, а их преступления — кража картошки и прочая мелочевка.

Ответ на критику
Милицейские генералы в какой-то степени принимают критику, но теперь, после смены руководства Главного управления по борьбе с оргпреступностью, похоже, пытаются откреститься от того, что было. А было только в этом году, по данным замгенпрокурора Алек-сандра Медвидько, более 270 представлений и постановлений по поводу нарушения законов сотрудниками милиции. Более 450 человек привлечены к административной ответственности, а в отношении некоторых возбуждены уголовные дела. Юрий Черкасов обещает после коллегии "по УБОПу" еще рассказать об ужасах, творившихся в службе. А пока он заявил: "Многие руководители будут понижены в должностях, привлечены к разного рода дисциплинарной ответственности". И тем не менее работы для 5000 сотрудников управлений по борьбе с оргпреступностью по всей Украине хватает, убеждают руководители МВД, ведь в новом Уголовном кодексе предусмотрены статьи, работа по которым, уверены они, прерогатива именно этих органов. Правда, до суда доходит весьма скромный процент уголовных дел, возбуждаемых по их материалам. Но ведь и следствие в УБОП ликвидировано законодателями уже давно, напоминает Черкасов, а Корниенко добавляет: "Спецподразделения — оперативные, занимаются оперативно-розыскной деятельностью, а направление уголовных дел в суды — дело следователей, прокуроров и судебных органов. В этом году направлено около 300 УД, порядка 230 уже рассмотрены".

Юрий Черкасов весьма оригинально прокомментировал реакцию на "антиубоповский" законопроект: "Я имею 600 заявлений работников УБОПов с просьбой об увольнении на пенсию. Таким образом, наверное, люди выражают свой протест. Уйдут ведь не самые плохие специалисты". Корниенко дополняет печальную статистику — в 2002 г. Главк уже оставили 100 человек, при этом он отмечает, что "из ГАИ люди не идут".

Реклама на dsnews.ua

Обещание реформ
Реформировать ГУБОП, считают в милиции, безусловно, нужно. Но не до такой степени, как предлагают депутаты. По словам генерала Черкасова, "сейчас готовится Концепция развития УБОПов, целый ряд приказов для приведения их деятельности в соответствие с экономическим, политическим (!) развитием нашего общества". Но и к радикальным шагам парламента он готов. Если УБОП решением ВР будет лишен имеющихся полномочий, а, по сути, расформирован, формы борьбы с оргпреступностью в таком случае будут предусмотрены ведомственными приказами МВД, полагает начальник ГУБОП.

Впрочем, до радикальных решений дело не дошло. Порядком попугав убоповцев, депутаты на заседании комитета ВР по борьбе с оргпреступностью и коррупцией вернули законопроект автору на доработку. Вот что заявил "ДС" председатель комитета Владимир Стретович: "Решено создать совместную с МВД комиссию, которая изучит проблему и придет к компромиссному решению об усилении контроля над деятельностью спецподразделений БОП, выпишет детально их полномочия, функции для того, чтобы они не вмешивались в сферу полномочий криминальной милиции, чтобы не гнались за показателями. Нужно полномочия эти, например, что касается защиты свидетелей, выписать в УПК как специфическую функцию государства по борьбе с оргпреступностью и коррупцией. В апреле мы вернемся к этой теме. Большинство членов комитета считают, что УБОПы в нынешнем виде существовать не могут, они должны быть видоизменены. Спецподразделения обязаны заниматься исключительно оргпреступностью, а не использоваться для спецпроверок коммерческих структур, для выемки документов". Хотя до апреля может многое измениться. Если парламентское большинство перераспределит портфели председателей комитетов ВР, то вряд ли представителю "Нашей Украины" Стретовичу удастся сохранить за собой этот пост. А с приходом нового руководителя пыл в комитете по УБОПовскому вопросу может угаснуть.

    Реклама на dsnews.ua