• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

"Серая" парфюмерия не исчезнет

Реклама на dsnews.ua

Несмотря на то, что столичный рынок селективной (элитной) косметики является одним из самых быстрорастущих и прибыльных, контроль над ним поделен между несколькими компаниями-импортерами, представляющими все известные мировые марки элитной косметики. И, по мнению операторов рынка, в ближайшие 5–10 лет существенного передела ждать не приходится.

Селектив по-киевски
До 1999 г. безусловным лидером на киевском рынке селективной парфюмерии и косметики была швейцарская компания Temtrade S. A., интересы которой на территории Украины представляла компания "Темде-Украина". Она единственная предлагала в своей сети магазинов "Л'эскаль" селективную парфюмерию от L'Oreal на протяжении более 25 лет, сначала на территории СССР, а после и в СНГ.

После окончания договора между Temtrade S. A. и L'Oreal/PBI эксклюзивное право на представление продукции L'Oreal пере-шло к другой швейцарской фир-ме Hermitage & Star Beaute. Таким образом, на столичном рынке селектива произошли существенные изменения, приведшие к появлению нового игрока и к стремительному снижению доли "Темде-Украина". В свою очередь это открыло простор для маневров таким молодым компаниям, как "Брокард-Украина", СП "В.В." и Seldico.

Как сообщил директорор СП "В.В." Николай Блошко, объемы продаж украинского рынка селективной парфюмерии и косметики оцениваются в $60–80 млн. Причем эксперты отмечают позитивную динамику роста за последние пять лет. По их оценке, только за это время объем продаж селективной косметики в Украине вырос на 30%. По мнению генерального директора "Темде-Украина" Владимира Цветкова, подобная динамика будет продолжаться.

По оборотам селективной продукции на киевском рынке наибольший вес имеют компании ООО "Брокард-Украина" и СП "В.В.", захватившие по 30% рынка. По 15% рынка продаж селектива приходится на "Темде-Украина" и Seldico, импортирующих парфюмерию крупнейшего в мире производителя товаров класса люкс — французского концерна LVMH. При этом Seldico сейчас на 90% принадлежит LVMH. Еще по 5% делят между собой Hermitage и более мелкие дистрибуторские компании. Однако получение в стране права на дистрибуцию или представление брэнда — процедура довольно-таки затяжная. Так, по словам директора украинского отделения ООО "Брокард-Украина" Юрия Гаткина, их компания более трех лет добивалась права представления своего первого брэнда, доказывая качество своей розничной сети.

Торговая сеть столицы до недавнего времени была представлена всего четырьмя торговыми точками: два магазина "Л'эскаль" на улицах Городецкого и Красноармейской, "Роксолана" и ЦУМ. Правда, уже до конца ноября ожидается открытие крупнейшего в Украине (более 500 кв. м) магазина парфюмерии "Брокард" в торговом центре "Глобус". Сдача в эксплуатацию второго магазина "Брокард" запланирована на февраль 2003 г. в районе Бессарабского квартала.

"Серый" цвет
Ореол избранности, окружавший селективную парфюмерию в середине 90-х, приобрел в последние годы несколько "серый" оттенок. С появлением среднего класса круг потребителей элитной косметики стал резко увеличиваться. Контингент людей, пользующихся "избранной" парфюмерией, подразделяется на две целевые аудитории. К первой относятся посетители дорогих бутиков, выкладывающие деньги не столько за сам товар, сколько за ощущение собственной принадлежности к касте "избранных". Вторая категория потребителей придает цене существенное значение и, соответственно, периодически приобретает данную продукцию. Именно с ними и связывают появление на рынке так называемой "серой" селективной косметики и парфюмерии.

Реклама на dsnews.ua

Собственно, "серой" принято называть продукцию, изначально купленную у изготовителя под реализацию на заранее заявленном рынке, но проданную на рынке абсолютно другой страны и завезенную туда по нелегальным схемам. К "серой" парфюмерии и косметике следует также относить продукцию, изготовленную без лицензий и соблюдения оригинальных технологических процессов на предприятиях, ранее принадлежавших компаниям известных брэндов. В середине 80-х ведущие компании перенесли производство парфюмерии класса люкс в страны с более дешевой рабочей силой — в Египет, ОАЭ и Сирию. Когда же через несколько лет производство парфюмерии вернулось в Европу, работа на этих фабриках не остановилась. Заводы, проданные местным магнатам, как раз и стали источником поступления к нам "серого" товара. Кроме того, "серые" импортеры не выдерживают условий доставки и хранения продукции. С этим связано относительно малое количество поставок кремов, которые наиболее подвержены влиянию низких температур.

Выглядят схемы таких поставок следующим образом. Подставная фирма-ритейлер, зачастую действующая с ведома, а иногда и под руководством компании-брэнда, указывает покупателем (в инвойсах) промежуточную фирму-посредника, склад которой находится в одной из третьих стран. В дальнейшем товар сбрасывается в Украину с уплатой всех налогов и сборов, исходя из заниженной таможенной стоимости. Прибыль при такой схеме получают на разнице в затратах на доставку и уплату таможенной пошлины. В большинстве случаев это 5–10%. При этом узнать, кому был продан товар, завезенный в Украину, не составляет для компании-производителя особого труда. Ведь каждый флакон с духами или туалетной водой кодируется скрытыми кодами.

Причиной же "слива" компанией-производителем "серой" продукции служит переизбыток производства и желание вернуть хотя бы затраты. Поэтому продукция парфюмерных гигантов и реализуется на наших рынках по цене на 40–50% дешевле изначальной стоимости.

В то же время по правилам, включенным в условия договора между компанией-производителем и ритейлером, достаточно произвести закупку двадцати образцов с кодировкой, указывающей на другую страну, чтобы навсегда разорвать договор. Поэтому при желании компания-производитель без проблем может организовать тотальный контроль над любым рынком.

Драка в Париже
Несложно догадаться, что поступление на наш рынок "серой" парфюмерии невыгодно легальным импортерам, завозящим продукцию с соблюдением всех норм транспортировки и хранения. Владимир Цветков, генеральный директор компании "Темде-Украина", считает, что ввоз "серой" парфюмерии и ее продажа в местах, абсолютно не приспособленных для этого, дискредитируют уважаемые во всем мире торговые марки и одновременно отбирают у "белых" дистрибьюторов их потенциальных клиентов.

Попытки борьбы с нелегальной продажей предпринимались и ранее. "Так, в 1998 г. Temtrade S. A. уже выигрывала иск, поданный на группу L'Oreal/PBI. Тогда поводом для разбирательства стало обвинение группы PBI в нарушении прав эксклюзивного представления торговых марок L'Oreal компанией Temtrade S. A. на территории СНГ", — сказал г-н Цветков. Фактическим же поводом для иска стало появление на украинском рынке "серой" продукции торговой марки Lancom, отслеживаемое представителями компании с 1994 г. Тогда иск был удовлетворен, однако подобная косметика с украинского рынка не исчезла.

11 сентября 2002 г. в парижском Дворце правосудия состоялось второе слушанье по иску Temtrade S. A. к группе L'Oreal/PBI по обвинению компании PBI в организации системы "серых" поставок продукции, в основном из Объединенных Арабских Эмиратов, и непосредственного контроля над ними через подставные фирмы.

Стоит отметить, что за последние годы количество "серого" товара на киевских рынках и в частных магазинах, не имеющих лицензии на торговлю такого рода продукцией, существенно уменьшилось. Так, если в период 1994–1999 гг. соотношение "серой" и "белой" косметики равнялось 80 к 20%, то, по словам президента дистрибуторской компании Hexagone Шарбеля Конаан, на сегодняшний день оно достигло соответственно 60 к 40%. Его мнение разделяет большинство операторов рынка.

Чего ждать
Несмотря на судебные прецеденты, операторы рынка едины во мнении, что их усилий явно недостаточно, чтобы выиграть в этой борьбе. Выходом может стать законодательное решение данной проблемы. Пока не принят закон о защите прав дистрибьюторов, обелить "серую" парфюмерию невозможно — заявили "ДС" директор ООО "Брокард-Украина" Людмила Севрюк и директор украинского отделения ООО "Брокард-Украина" Юрий Гаткин. Пример такого законодательного рычага имеется в Германии. Там, согласно закону о защите прав дистрибьюторов, выявление в местах продаж хотя бы четырех образцов "серой" парфюмерии ведет не только к закрытию точки реализации, но и к закрытию фирмы — поставщика данной продукции с полной конфискацией всего имущества в пользу государства.

Что же касается возможного передела рынка, то, по убеждению директора СП "В.В." Николая Блошко, киевские дистрибьюторы селективной парфюмерии в ближайшие 5–10 лет могут спать спокойно. Единственное, что может нарушить покой фирм-импортеров — это приход на рынок представительств самих компаний — производителей парфюмерии. Но этому может помешать ряд объективных препятствий. Открытие представительства известным брэндом возможно при условии, если у компании будет как минимум 5 млн евро в продажах на данном рынке. Дополнительная проблема для компании при открытии своего представительства — содержание штата западных специалистов.

Для большинства же украинских потребителей "серая" парфюмерия таковой не является, а просто это единственная возможность подарить любимой девушке французские ароматы за 40–50% стоимости, заявленной производителем. И поэтому данная продукция вряд ли исчезнет.

<СПРАВКА>
К селективной парфюмерии принято относить туалетную воду стоимостью от $1 за миллилитр, губную помаду по цене от $20 и кремы от $50. При этом стоимость самого аромата оценивается специалистами в 10–20% от заявленной цены. Остальные составляющие стоимости — марка, дистрибуция, дизайн и упаковка. Однако для поддержания имиджа используется метод жесткой фиксации цен на продукцию для всех импортеров. Если цена аромата EUR100, то она справедлива для всех ритейлеров мира. Причем условия контрактов, заключаемых обычно на срок от 3 до 5 лет, не позволяют ни одному из дистрибьюторов Киева снизить цену ниже минимально допустимой черты. В год на данном рынке появляется 150–200 новых ароматов.

    Реклама на dsnews.ua