• USD 39.6
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Условные компромиссы ЕС

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе вдобавок к серьезному противоречию США — ЕС, наметившемуся в иракском вопросе, политический глобус дал еще одну трещину: между Старой и Новой Европой. И пока до боевых действий остается, по крайней мере, несколько недель, Америка и Европа, ослепленные гневом, тратят драгоценное время на выплескивание желчи, даже не пытаясь сгладить до предела обострившиеся противоречия внутри своих призрачных коалиций.

Условный компромисс, достигнутый на экстренной встрече Евросоюза в минувший понедельник, и компромиссом-то считать трудно. Финальная декларация по Ираку не содержит никакого единого мнения европейцев — разве что единое желание откреститься от ответственности за распутывание международного узла. Это типичное для дипломатии заявление отразило реверансы Союза в сторону как европейских "ястребов" — лояльных к Вашингтону Британии, Италии и Испании, так и "голубей" под предводительством Германии и Франции. Документ гласит, что ЕС не исключает силового решения "в качестве последнего средства", но надеется, что "войны можно избежать" — с учетом воли европейских граждан, устроивших накануне саммита навязчивые марши протеста.

В последний момент немецкий канцлер Шредер решительно вычеркнул из текста финальной декларации единственную что-либо значащую фразу о том, что "отсчет времени начался". Она бы сбила всех с толку радикальным расхождением с предыдущей политикой ЕС: ранее возможность применения силы в иракском кризисе в его декларациях не упоминалась.

Как и подобает в таких трудных дипломатических ситуациях, редкого политика на прошедшей неделе не опустили лицом в грязь. Президент Буш вроде бы и не давал для этого поводов. Сосредоточившись на национальной кампании противостояния террору под девизом "Будь готов", он активно участвовал в обсуждении инструкций населению вроде "Сделай аварийный комплект имущества" и "Как решить, уехать или остаться". Но европейская пресса почему-то вдруг припомнила господину президенту все его старые ляпы и просчеты.

Его едва ли не единственный искренний соратник Блэр был вновь обвинен в зарабатывании политических очков. Говоря словами Буша, Блэр заявил, что "сейчас самое важное — показать решимость, а не слабость", поскольку "это тот язык, который Хусейн понимает".

Канцлер Шредер получил очередную оплеуху от внутриполитических оппонентов. До сих пор они ругали его за антиамериканскую позицию, на которой базировалась его предвыборная кампания, теперь же, после достаточно размытой резолюции ЕС, заявили, что канцлер "переметнулся" на сторону американцев.

Настоящим антигероем прошедшей недели можно назвать французского президента Ширака. Из-за его дипломатических выпадов в некоторых ресторанах США уже отказываются подавать французские вина. Популярнейший из британских таблоидов Sun распространил во Франции специальный бесплатный выпуск на французском языке, на заглавной странице которого красовался мсье Ширак в виде длинного червя, выползающего из надколотой Франции. Для пущей убедительности титульную страницу озаглавили: "Ширак — червяк". Газета обвинила французского лидера в том, что, "постоянно угрожая прибегнуть к праву вето, дабы помешать военной акции, призванной выполнить волю ООН", Ширак озабочен единственной целью — "придать своей стране значимость, которой та в действительности не имеет".

Реклама на dsnews.ua

И это лишь начало масштабной травли президента Ширака, в минувший понедельник не слишком дипломатично выразившего раздражение действиями некоторых восточноевропейских государств. Ветерану французской политики пришлась не по душе выходка стран, подписавших в конце января "письмо восьми" в поддержку американской позиции по иракскому вопросу. Так же неприязненно он отнесся и к "письму десяти", подписанному 6 февраля так называемой "вильнюсской группой" кандидатов на вступление в ЕС и НАТО. Поведение Польши, Венгрии и Чехии, намеревающихся вступить в ЕС в следующем году, он назвал "опасным ребячеством", упрекнув в неосторожности также Румынию и Болгарию, претендующих на членство к 2007 г. "Они упустили прекрасную возможность промолчать", — заявил Ширак. "Эти страны повели себя не очень хорошо и не подумали об опасности слишком быстрой солидаризации с американской позицией... Тот, кто является членом семейства, имеет больше прав, чем тот, кто лишь стучится в дверь", — добавил президент, указывая на возможные осложнения с вступлением в ЕС.

Восточноевропейских "выскочек" не пригласили на первый день саммита и обед, что вызвало крайнее негодование одних и тихую злобу других. Чешский министр иностранных дел Цирил Свобода заявил, что его страна "не собирается вступать в ЕС, чтобы там сидеть и молчать", добавив, что "письмо восьми" не является попыткой внести раскол в позицию Евросоюза, поскольку эту декларацию подписали также пять стран — членов ЕС: Британия, Дания, Италия, Испания и Португалия. Позиция прибалтов сходна и состоит в том, что они не представляют себе Европу, где "одни государства равнее других".

Прочие участники конфликта попытались быть объективными. Например, комиссар по иностранным делам ЕС Крис Паттен заметил, что Евросоюз — не Варшавский пакт: его члены пользуются свободой слова, независимо от того, большие это страны или маленькие, старые или новые.

Широко распространено мнение, что, решив выяснить отношения с миром, Америка попросту взялась за ослабление евро. Ни для кого не секрет, что бюджетный дефицит экономики США, измеряемый сотнями миллиардов долларов, не мог не привести к падению американской валюты. Аналитики предсказывают, что за евро в конце года должны будут давать $1,17. ЕС после очередного расширения будет закупать больше половины нефти, производимой членами ОПЕК. По мнению некоторых представителей нефтяного картеля, это вполне достаточный фактор для перевода расчетов в нефтяной отрасли из доллара в евро. Впрочем, ситуацию еще можно изменить. Например, путем расшатывания евроблока. При таких обстоятельствах Ирак оказывается лишь поводом в конфликте между европейской и атлантической цивилизацией.

Позиции американской сверхдержавы несколько поколебало присоединение к франко-немецкому союзу России. Политические обозреватели в Москве поспешили провести исторические параллели с Антантой, решившейся противостоять гегемонии и неумеренным амбициям не вошедшей в этот блок страны, желающей по-своему перекроить мир. Европа из принципа не смиряется со скромной ролью, отведенной ей Вашингтоном. Что не мешает ей, впрочем, исповедовать такую же политику гегемонии в отношении будущих собратьев по ЕС.

Если отголоском позапрошлой недели стало противоречие США — ЕС, нынче политический глобус дал еще одну трещину: между Старой и Новой Европой. Эти выражения, ставшие хитами в прессе, обязательно войдут в учебники истории. Под каким соусом — зависит от того, кто будет их писать. В одних — Старую Европу причислили к несоглашателям и дешевым пацифистам, а Новую — к передовикам, осознавшим реалии нового мира. В других — новые европейцы окажутся предателями, готовыми задешево продаться сильнейшему.

Ну а пока война откладывается как минимум до очередного выступления главы ооновских инспекторов в Ираке Ганса Бликса, намеченного либо на 5, либо на 8 марта.

    Реклама на dsnews.ua