• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Хенрик Данусевич: "Власть здесь слишком коррумпирована, а это требует больших расходов для выхода на рынок"

Реклама на dsnews.ua

Бурное развитие латвийского розничного рынка берет свое начало в 1995 г., когда в страну пришла норвежская торговая сеть Ahold со своими супермаркетами Rimi. А в 2001 г., после начала интервенции соседней литовской сети VP-market, прославившейся агрессивными маркетинговыми методами, многие местные операторы, чтобы окончательно не потерять рынок, начали вырабатывать методы противодействия иностранной экспансии. Об опыте латвийских сетей и о перспективах украинского ритейла рассказывает "ДС" президент Ассоциации торговли Латвии Хенрик Данусевич.

Как бы вы охарактеризовали текущее состояние украинского розничного рынка?

— Я бы сказал, что в настоящий момент ваш рынок только формируется. Причем на нем уже присутствуют достаточно интересные сети, принимающие подчас своеобразные, нестандартные решения. Однако пока что он еще не структурирован, и особенно это заметно в сегменте продовольственных супермаркетов. Первое, что бросается в глаза, — отсутствие в Украине магазинов больших форматов. Их появление ожидается в ближайшие шесть-семь лет, когда и будет наблюдаться быстрое развитие рынка. Сначала этот процесс распространится в столице, потом во всех областных центрах и закончится, как и у нас, появлением торговых сетей в городах с населением более 25 тысяч человек.

Это, конечно, далекая перспектива, но и она должна просчитываться уже сегодня. Ведь каждая компания, работающая сейчас на украинском рынке, должна для себя решить, какова ее первоочередная цель. Если она решит в будущем продать свой бизнес, следует высоко держать марку своих магазинов. Если они находятся в хороших торговых местах и имеют достаточную площадь, есть шанс, что в дальнейшем их купят западные сети, стремящиеся к быстрому выходу на украинский рынок и не желающие тратить время на оформление всех разрешительных документов по отводу земли. Ведь не секрет, что эта процедура является порой наиболее коррумпированной. Другим вариантом развития, по которому пошла часть латвийских сетей, когда наш рынок был примерно в таком же состоянии, как и украинский, является объединение и кооперация в составе одной ассоциации. В остальных случаях обострение конкуренции приведет к уходу с рынка части малых торговцев. Правда, в основном уходят те люди, для которых заработок в торговле не является основным.

Скажите, на каком этапе большинство латвийских сетей пришло к осознанию необходимости объединения?

— Первоначально идея создания ассоциации созрела у нас как инструмент противодействия произволу властей. Тогда в Латвии существовала государственная комиссия самоуправления, раз в неделю осуществляющая набеги на магазины. А поскольку при желании найти нарушения можно всегда, то для последних это обычно заканчивалось штрафами. А после прихода на латвийский рынок Rimi и Vilniaus prekyba других вариантов выживания у нас просто не стало. У наших сетей отсутствовал доступ к крупным кредитным ресурсам иностранных банков, которые имела та же сеть VP-market, получившая финансирование от ЕБРР. Правда, с латвийским менталитетом, предполагающим независимость во всем, процесс объединения шел недостаточно быстро. Но когда демпинг со стороны западных ритейлоров привел к снижению цен в супермаркетах до уровня ниже закупочных, многие владельцы сетей решились на объединение. Еще быстрее этот процесс пошел после вступления Латвии в ВТО и ЕС, приведшего к уменьшению общей коррумпированности среди чиновников. В результате только за период с сентября 2002-го по май 2003 года наше объединение выросло с 22 до 78 компаний с общим месячным товарооборотом 4 миллиона евро. Сегодня мы контролируем более 33% розничного товарооборота по стране.

Расскажите о преимуществах, которые получили члены вашей ассоциации?

Реклама на dsnews.ua

— Для магазинов, вступивших в ассоциацию, появляется несколько преимуществ. Во-первых, мы получили доступ к кредитным ресурсам, позволяющим конкурировать с западными компаниями на равных. Во-вторых — обеспечивается стабильная работа с поставщиками, идущими на снижение закупочных цен за счет больших объемов закупок. Иными словами, даже отдельные магазины получают доступ ко всему набору услуг, доступному ранее только для крупных сетей. Ко всему такое объединение позволяет лоббировать наши интересы на законодательном уровне.

После вхождения Латвии в ЕС цены на продукты сразу же повысились, что потребовало увеличения оборотных средств и привело к снижению товарооборота. Поэтому, помимо доступа к кредитным ресурсам, мы задумались и о создании отлаженной торговой технологии, которую позже позаимствовали у подобной литовской ассоциации торговцев. После внедрения этой технологии прибыль от оборота во всех наших магазинах увеличилась на 6%. А при относительно малой рентабельности магазинов — это существенно.

Не ждет ли украинский рынок ритейла польский сценарий развития событий, когда с приходом мультинациональных сетей местные компании попросту исчезли?

— Думаю, что нет. На мой взгляд, уже в ближайшее время в Украине начнется концентрация торговли, в результате которой 70–80% розничного товарооборота в стране сосредоточится в руках пяти-шести компаний. Причем три-четыре из них будут иностранными сетями и одна-две национальными, сформированными из местных компаний, решивших скооперироваться в некое подобие нашей ассоциации. Насколько это будет глубокое объединение, я не могу спрогнозировать. Но в любом случае им придется так поступить, иначе выдержать давление западных сетей, имеющих возможность позволить себе демпинг по-крупному, просто невозможно.

Когда, на ваш взгляд, следует ожидать появления на нашем рынке первой латвийской сети?

— В прошлом году возможность вхождения в Украину рассматривала литовская сеть VP-market. Однако они пришли к выводу, что власть здесь слишком коррумпирована, а это требует больших расходов для выхода на рынок. Нормальный инвестиционный проект вхождения на такой рынок предполагает вложение порядка 100 миллионов долларов в первый год. Но любая уважающая себя сеть в подобных случаях имеет инвестиционный план, расписанный на пять лет, что требует уже 500 миллионов. Из них порядка 10–20% уходит на различные платежи и согласования с коррумпированными местными властями. Кроме того, товарооборот в Украине непрозрачен, а значит, условия работы местных компаний, работающих в серой сфере, и иностранных инвесторов не равны. Поэтому сейчас руководство Vilniaus prekyba решило освоить рынок Польши, где уже 1 июля откроется их стартовый магазин, и лишь затем вернуться к мониторингу украинского рынка.

Сейчас только одна латвийская сеть Mego (четвертая по товарообороту в Латвии) ведет переговоры о продаже своего концепта торговли в Украине. То есть они не хотят создавать здесь свое представительство и, скорее всего, построят работу либо по схеме предоставления франшизы, либо путем обучения персонала и передачи своих технологий для работы под другой ТМ. Данная сеть работает во всех известных форматах и нацелена на покупателей со средним и ниже среднего уровнями достатка. Реально же ожидать инвесторов в данную сферу можно только после повышения процента выплаты налогов в украинской торговле.

    Реклама на dsnews.ua