• USD 41.1
  • EUR 45.1
  • GBP 52.7
Спецпроекты

Червячки в голове у Трампа. Зачем президенту США российское величие

Путин теперь — "невеста нарасхват", его хотят и Трамп, и Си Цзиньпин

Реклама на dsnews.ua

События последних дней, наверное, разочаровали тех, кто успел очароваться в Дональде Трампе. Но его поведение полностью соответствует его привычному способу действия (modus operandi). Он всегда прогибался перед Путиным. Его наигранная проукраинскость, которую он демонстрировал в течение почти двух месяцев, его намеки на возможность продажи Украине "Томагавков", наконец, его встреча с Владимиром Зеленским 17 октября — все это не содержало ни капли искреннего желания помочь украинцам, а было продиктовано исключительно расчетом.

Точнее, двумя расчетами. Во-первых, таким образом он рассчитывает добавить себе популярности у себя дома, ибо подавляющее большинство американцев сейчас за помощь Украине и усиление давления на Россию. Во-вторых, он рассчитывал таким образом надавить на Путина, чтобы тот согласился закончить войну и Трамп мог похвастаться своим девятым успехом, заслуживающим Нобелевской премии мира.

Насколько это важно для его тщеславия, он лишний раз показал в начале встречи с Зеленским, заявив журналистам: "Это номер девять [война РФ против Украины]. Хорошо, это будет номер девять для меня. Я решил восемь [войн], включая Ближний Восток… Я не получил Нобелевскую премию… поэтому меня не волнует все это. Меня просто волнует спасение жизней. Но это будет номер девять".

Плохой результат запрограммирован

Поклонники Трампа тут могли бы возмутиться: так вот же, это давление дало результат — Путин согласился на двусторонний саммит президентов США и РФ в Будапеште, где они обсудят окончание войны. И Трамп, наверное, имеет основания для уверенности в том, что встреча в Венгрии будет успешнее, чем на Аляске. "Я думаю, что президент Путин хочет закончить войну, иначе я бы так не говорил. Я думаю, он хочет закончить войну. Я говорил с ним вчера два с половиной часа. Мы обсудили множество деталей. Он хочет, чтобы это закончилось", — могли бы процитировать Трампа те, кто верят в его талант мастера сделок.

Конечно, есть ненулевая вероятность, что на саммите в Будапеште Трамп и Путин в самом деле договорятся об алгоритме окончания войны, а Зеленский в телефонном режиме даст согласие. "Я бы сказал, что, скорее всего, это будет двойная встреча. У нас будет президент Зеленский на связи, — рассказал Трамп журналистам о формате его будущей встречи с Путиным. — Знаете, эти два лидера не любят друг друга, и мы хотим, чтобы всем было комфортно. Так что так или иначе, они будут участвовать в трехстороннем процессе, но, возможно, раздельно".

Однако в любом случае результат будет плохим для Украины, намного худшим чем мог бы быть. Если Трамп и Путин договорятся и затем реализуют взаимные обещания, то условия их сделки будут для Украины намного более жестокими, чем если бы Трамп не прогибался перед Путиным. Если же саммит в Будапеште завершится провалом, то Трамп, возможно, захочет наказать Россию, чтобы порадовать американских избирателей, но это наказание будет гораздо более мягким, опять-таки, чем если бы Трамп не прогибался перед Путиным.

Реклама на dsnews.ua

Что мог бы сделать Трамп, если бы не находился в позорной зависимости от хозяина Кремля? Это прекрасно живописал он сам. В ходе предвыборной кампании он ведь не только обещал покончить с российско-украинской войной за 24 часа. Он еще и рассказал, как это можно сделать: нужно дать Украине столько оружия, чтобы Путин всерьез испугался поражения в войне, и нужно опустить мировые цены на нефть настолько, чтобы Путин не мог зарабатывать на продаже нефти. Но когда Трамп триумфально вернулся в Белый дом, оказалось, что он жутко боится воспользоваться своим собственным рецептом прекращения войны, а вместо этого прогибается перед Путиным.

Третий мотив Трампа

Почему Трамп так себя ведет? Есть две конспирологические версии. Согласно одной, у Путина на Трампа есть убийственный компромат. Согласно другой, Трамп вообще "агент Краснов", был завербован КГБ СССР еще в 1987 году и забрался на политический олимп по заданию ФСБ РФ. При всей занимательности этих версий, они недооценивают самовлюбленность Трампа.

Именно нарциссизм побуждает его жаждать полновластия, а потому — хотеть успеха республиканцев на выборах в Конгресс через год, а потому — заботиться о своем рейтинге, а потому — думать о том, как продемонстрировать американцам помощь Украине и давление на Россию.

Именно нарциссизм побуждает его жаждать Нобелевской премии, а потому — хотеть прекращения российско-украинской войны, а потому — давить на Путина, чтобы тот согласился остановить боевые действия.

Но нарциссизм порождает и его третий мотив — чувствовать себя великим геополитиком, который "сделает Америку великой снова". Мы не будем сейчас пытаться охватить всю стратегию Трампа, но отметим, что одной из ее фундаментальных идей является необходимость сфокусироваться на грядущем противостоянии с Китаем. Любой разумный человек скажет, что для этого необходимо максимально ослабить Россию, которая при Путине превратилась в прокси-армию Китая. Однако червячки в голове Трампа создали у него иллюзию, что существует более простое, легкое и гениальное решение: нужно переманить Москву, чтобы она, как минимум, заняла нейтральную позицию между Пекином и Вашингтоном. И эта иллюзия, конечно, сильно играет против Украины.

Урок Анкориджа

Именно эта иллюзия побуждает Трампа верить в желание Кремля быстро окончить войну. И весь мир видел неадекватность лидера США, когда тот радостно согласился на встречу с Путиным в Анкоридже 15 августа, которая оказалась провальной. Сейчас Трамп делает попытку номер два. И если нам интересно, чего следует ждать от Трампа, можно вспомнить его откровения после попытки номер один.

В том же помещении на военной базе Элемендорф-Ричардсон, где проходили переговоры с Путиным, Трамп дал эксклюзивное интервью Шону Хэннити из Fox News. Из него можно понять, чем же Трамп заманивал Путина. Он его искушал экономическим и геополитическим величием.

В частности, он обрисовал ему широчайшие перспективы экономического сотрудничества. "Мы могли бы многое сделать вместе — их страна невероятна: редкоземельные ресурсы, нефть, газ — все потрясающее. Это самая большая территория в мире. Огромная страна. Кажется, у них 11 часовых поясов, можете себе представить? Но мы могли бы достичь многого", — поведал он своему придворному журналисту.

Кроме того, Трамп обрисовал Путину величайшие геополитические перспективы: возвращение к двухполюсному миру полувековой давности, когда есть две великие державы. Одной остаются США, а второй вместо СССР будет Россия. "Это важно — когда две крупные державы ладят между собой. Особенно если это ядерные державы. Мы — номер один, они — номер два в мире. Это серьезно", — сказал Трамп.

Но для этого Москве нужно отдалиться от Пекина. Червячки в голове Трампа поработали настолько серьезно, что он верит, будто Россия превратилась в прокси-армию Китая не по объективным причинам, а из-за Байдена. "Байден сделал невообразимое, — заявил он. — Он сблизил Китай и Россию. А это плохо. Даже если вы не очень интересовались историей, вы знаете: это единственное, чего нельзя было допускать. Они — естественные противники. У России — огромные земли. У Китая — миллиарды людей. Китаю нужны российские земли. Но из-за глупости их сблизили. Посмотрим, надолго ли. Между ними есть естественное трение. Думаю, сегодняшняя встреча прошла очень хорошо, может быть, мы получим хороший результат".

То есть Трамп хочет вернуть России (наверное, за счет американских налогоплательщиков) экономическое и геополитическое величие, чтобы она была в состоянии воевать с Китаем, если тот нападет. Если бы это были фантазии какого-то шарлатана, изображающего из себя эксперта в геополитике, можно было бы посмеяться. Но эта иллюзия руководит самым могущественным чиновником в мире. И этот факт необходимо принимать во внимание, если мы хотим понять, чего ждать от Трампа во время попытки номер два в Будапеште.

Невеста нарасхват

Трамп совершенно не отказался от иллюзии переманить Россию у Китая. Он рассчитывает, что эта попытка будет более удачной, потому что перед ней он достаточно напугал Путина возможностью передачи Украине "Томагавков". Но он не только пугал Путина, но и опять рисовал ему заманчивые перспективы будущего экономического сотрудничества. "Мы много говорили о торговле между Россией и Соединенными Штатами после окончания войны с Украиной", — сообщил Трамп в своей социальной сети Truth Social сразу после телефонного разговора с Путиным 16 октября.

Конечно, против этого плана будет играть Китай. Для Си Цзиньпина вообще было бы выгоднее, чтобы российско-украинская война оставалась предметом торгов между Вашингтоном и Пекином. А Трамп надеется договориться с Путиным "в обход начальника", чтобы поставить Си Цзиньпина перед фактом. Личная встреча Трампа и Си может состояться в южнокорейском городе Кенджу, где 31 октября — 1 ноября должен пройти саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Трамп хочет войти в переговоры с Китаем миротворцем для того, чтобы не допустить единого фронта Китай — РФ. И он надеется, что Путин согласится.

17 октября, когда Трамп пригласил журналистов на начало своей встречи с Зеленским, его спросили: "Будете ли вы просить помощи у Китая в прекращении войны в Украине? Вам нужно, чтобы они оказали давление на Россию?" — "Я обсужу это, но я бы очень хотел, чтобы это закончилось раньше", — ответил Трамп.

Благодаря Трампу Путин оказался в выигрышной ситуации. Он теперь — "невеста нарасхват", его хотят и Трамп, и Си Цзиньпин. Это не обязательно уменьшает шансы того, что Путин и Трамп договорятся. Скорее, это увеличивает шансы того, что они договорятся за счет интересов Украины, которыми Трамп пожертвует ради славы миротворца и ради надежды отдалить Москву от Пекина.

    Реклама на dsnews.ua