• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

"Честные выборы" за три дня? Почему судьи КСУ запросились в отставку

Если Банковая получит контроль над КСУ и сможет проводить через него любые решения, то у нее может возникнуть соблазн реализовать самые смелые свои фантазии

Реклама на dsnews.ua

В ближайший вторник, 13 декабря, Верховная Рада может утвердить новую процедуру отбора кандидатов в Конституционный суд Украины. Как только этот закон вступит в силу, "слуги народа" смогут провести в состав КСУ трех своих ставленников вместо трех судей, которые ушли "по собственному желанию" 7 декабря.

Все это выглядит подозрительным, особенно если углубиться в причины отставки трех судей и в детали нового закона. И это уже породило разные версии, вплоть до самых фантастических, зачем "слугам народа" срочно понадобилось взять КСУ под свой контроль.

Битва за пять вакансий

Напомним, что по Конституции в состав КСУ входят 18 судей — по шесть от президента, Верховной Рады и съезда судей. На данный момент имеются пять вакансий — две от съезда судей и три от парламента. Причем последние три места освободились досрочно: 7 декабря КСУ на специальном пленарном заседании удовлетворил заявления об отставке, поданные Ириной Завгородней, Сергеем Сасом и Игорем Слиденко. Завгородняя была назначена парламентом 20 сентября 2018 г. по предложению БПП. Сас и Слиденко были назначены парламентом 13 марта 2014 г., вскоре после победы Революции достоинства, по предложению партий "Батьківщина" (Сас) и "Свобода" (Слиденко). Поскольку срок полномочий конституционного судьи девять лет, то Завгородней до конца каденции оставалось почти пять лет, а Сасу и Слиденко — четыре месяца.

В связи с этим сразу же возникает вопрос: ради чего понадобилась такая спешка? Неужели нельзя было подождать четыре месяца?

К слову, Слиденко еще два года назад провел брифинг, где заявил о давлении на него со стороны Офиса президента. Можно предположить, что все три заявления "по собственному желанию" были написаны под давлением. Однако если у Банковой были аргументы то ли в виде угроз, то ли в виде каких-то бонусов, тогда возникает другой вопрос: разве этих аргументов был недостаточно, чтобы заставить судей голосовать, как нужно Банковой? Неужто в ОП запланировали что-то настолько экстраординарное, что трое конституционных судей предпочли подать в отставку, чем одобрять такое?

Ради чего спешка

Реклама на dsnews.ua

Никаких видимых причин для спешки с переворотом в КСУ нет. Контроль над этой инстанцией мог бы понадобиться, если бы в Офисе президента тайно готовили какие-то изменения в Конституции. Помнится, до 24 февраля не раз возникали слухи о намерении Банковой что-нибудь учудить, например, убрать из Конституции упоминания о курсе в НАТО, дабы умиротворить Путина. Но сейчас для таких желаний вроде бы нет оснований, наоборот, 30 сентября Украина подала заявку в НАТО по ускоренной процедуре. К тому же сама Конституция запрещает изменять ее в условиях военного положения. Да и нет сейчас у Банковой 300 голосов в Верховной Раде, чтобы вносить в Конституцию какие-либо изменения.

Другой возможный мотив — это обеспечить нужную Офису президента позицию КСУ по законам, конституционность которых сейчас оспаривается. "КСУ уже проверяет целый ряд принципиальных вещей на соответствие Конституции — судебную и медицинскую реформы, Антикоррупционный суд, закон о Фонде гарантирования вкладов физических лиц и многие другие. А в будущем будет проверять еще больше — от возможности провести досрочные выборы сразу после снятия военного положения (что почти наверняка продлит каденцию действующей власти еще на 5 лет) до реинтеграции оккупированных территорий и изменений в Конституцию, необходимых для вступления в ЕС и НАТО", — предупреждают на "Европейской правде" представители фундации Dejure и других обеспокоенных общественных организаций.

Но все те законы, о которых они говорят, вряд ли могли стать причиной спешки с КСУ. Банковая имела достаточно возможностей для того, чтобы заблокировать невыгодные ей решения. После злополучного решения 27 октября 2020 г., которое отменило антикоррупционную реформу и вызвало гневную реакцию в адрес КСУ, конституционные судьи сделали для себя выводы. И последние два года (а тем более после начала большой войны) они в общем-то остерегались принимать решения, противоположные пожеланиям ОП.

Впрочем, в соцсетях уже появились конспирологические версии. Одна из них частично перекликается с предположением в статье на "Европейской правде" о желании Банковой провести досрочные выборы сразу после снятия военного положения. Радикальный вариант этой версии клевещет, что "слуги народа" не собираются ждать конца войны и хотят провести досрочные выборы в скором времени, буквально через три-четыре месяца. Для этого нужно внести изменения в Избирательный кодекс, чтобы почти всю избирательную кампанию можно было проводить в условиях военного положения. Дескать, власть собирается отменить военное положение только на три дня (день голосования, день до него и день после), и это будет считаться "честными выборами". Другой вариант этой версии дополняет, что будет узаконено онлайн-голосование через "Дію".

Конечно, в Верховной Раде найдутся 45 нардепов, которые захотят оспорить такие нововведения в КСУ. Поэтому для власти жизненно необходимо иметь к тому времени контроль над КСУ, чтобы он быстро подтвердил конституционность новой редакции Избирательного кодекса. И вот ради такой высокой цели, как продление себя на пять лет, — говорит эта конспирологическая версия, — власть и затеяла переворот в КСУ.

При всей фантастичности подобных версий они заслуживают внимания по одной простой причине. Как известно, аппетит приходит во время еды. И если Банковая в самом деле получит контроль над КСУ и сможет проводить через него любые решения, то у нее может возникнуть соблазн реализовать самые смелые свои фантазии.

Гарантии контроля

По подсчетам фундации Dejure, сейчас Офис президента контролирует пять конституционных судей. С тремя новыми назначениями от парламента и еще двумя, которые должен в январе осуществить съезд судей, под контролем Банковой будут уже 10 из 18 судей КСУ — а этого достаточно для принятия любых решений.

Тут мы подходим к законопроекту №7662 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании порядка отбора кандидатур на должность судьи Конституционного Суда Украины на конкурсной основе". Он был принят в первом чтении 6 сентября, а 30 ноября подготовлен ко второму чтению.

"Нынешняя редакция законопроекта очень опасна. В ней предусмотрено, что независимые международные эксперты, делегированные партнерами Украины, не будут иметь решающего голоса в Совещательной группе экспертов, которая будет проверять кандидатов в КСУ. Украинская же половина Совещательной группы будет состоять исключительно из представителей власти, а потому будет иметь возможность действовать в "лучших" традициях украинской политической культуры и кулуарных договоренностей, — прогнозирует фундация Dejure. — Нынешняя редакция законопроекта, не решающая проблемы политических назначений конституционных судей, может быть принята уже 13 декабря. Если так и произойдет, а пятеро назначенцев Верховной Рады и съезда судей будут провластными, то, начиная с этой весны, следующие девять лет у Офиса президента будет лояльный Конституционный суд с его "правильными" решениями на расстоянии одного телефонного звонка".

Вряд ли нужно доказывать, что отставка трех судей КСУ 7 декабря и ожидаемое вскоре принятие законопроекта №7662 — это эпизоды одного и того же сценария. А ради чего все это затевается — мы узнаем после того, как нынешняя пять вакансий будут заполнены судьями, лояльными к ОП.

    Реклама на dsnews.ua