• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Домашняя обсерватория

Реклама на dsnews.ua
Первая в этом году глава известной французской выставки Maison & Objet, проходившей в Париже с 20  по 24 января, выдалась противоречивой. Основным тре

Первая в этом году глава известной французской выставки Maison & Objet, проходившей в Париже с 20  по 24 января, выдалась противоречивой. Основным трендом объявлено… дурачество, а вот степень оного уже каждый устанавливает сам для себя. Ведь для одних нонсенс — поставить в комнате стулья разных цветов, а для других нет ничего зазорного в комбинации бархатной обивки и картонной мебели. Прикрываясь вольностями, на практике кураторы лишь усложняют жизнь дизайнерам, как бы намекая им: "Придумайте что-то такое, что хотелось бы увековечить в интерьере, иначе мы предпочтем проверенную классику. Как вы это сделаете: из переработанных материалов, с философским подтекстом или собственными руками — выбирать вам". И вот результат: хендмейд — посуда и светильники, бронзовые вазы и расписанные комоды. Дизайнеры вступают в диалог и клятвенно обещают, что эксперименты их будут направлены на благо человечества, а не в угоду собственному эго и окружающему потребительству.

Личный опыт

Наперекор утверждениям экономистов и аналитиков о второй волне кризиса и дефолте Португалии и Греции в Париже веселятся. Кураторы агитируют перестать просчитывать все наперед и наконец рискнуть и поставить ванну в гостиной, а клубное кресло — на ее место. Почему бы не сделать из квартиры музей фантазийных вещей, где резиновые диваны соседствовали бы с соломенными стульями, а сами комнаты больше напоминали интерьеры Зазеркалья. Многие экспоненты вооружились девизом "Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам". Это касается не только недавно образовавшихся дизайн-студий, но и всем известных звезд, которые теперь ревностно следят как за изготовлением продукта, так и за его дистрибуцией. Тактика выбрана верно: покупателю хочется чувствовать автора, не заглядывая на этикетку, ощущая эстетику в воздухе. Так, Том Диксон представил новые аксессуары и декоративные объекты, объединенные в коллекцию Eclectic. Все они выполнены из любимых материалов британского классика: меди, мрамора и дерева. Дизайнер Селин Райт уверена, что "ручная работа  — единственный экологичный способ выработать человеческую энергию". Все свои светильники француженка делает самостоятельно, используя старинные техники и только безопасные материалы. Получаются не просто красивые и уникальные (двух одинаковых ламп не найти) объекты, но и вещи, несущие определенный настрой, заявление обществу. Тему ремесла более глубоко исследует павильон №4. Мозаика, гравировка, пэчворк, гончарство, плетение и ваяние — все представленные здесь работы выполнены вручную и в лимитированных количествах. Акцент  — на технику и противоположную масс-маркету философию персонального вклада дизайнера. Некоторые экспонаты созданы в единственном экземпляре и подписаны автором. Повальное увлечение здоровым питанием и гастрономическим искусством расширило предложение дизайнерской столовой посуды. На этой волне в моду снова входят большие обеденные столы. Домашние банкеты вдохновили Карла Лагерфельда на разработку эксклюзивной черно-белой коллекции для шведской стекольной мануфактуры Orrefors. А новая линейка посуды Rosenthal, вероятно, затмит сами деликатесы и напитки, настолько самодостаточной ее сделали координаторы Versace. Знаменитая итальянская фабрика Alessi ангажировала восемь китайских дизайнеров, предложив заново изобрести поднос. Что из этого вышло, можно было наблюдать в холле №3. Там же можно было найти давно ожидаемую дебютную коллекцию посуды минималиста Марка Ньюсона для Littala и новые коллаборации Карима Рашида, Сэма Барона и Томако Азуми с Monna Studio. Berghoff представили проект NEO  5, получивший недавно три награды iF в Ганновере. Кульминацией этого кухонного карнавала стал Paris des Chefs  — показательное выступление звездных шефов, вооруженных новинками кухонного дизайна.

Исполнители желаний

Не успели мы сравнить братьев Буруллек и братьев Кампана (подробнее — см. "Адепты сложной простоты", "ВД" №1-3 с. г.), как вслед за французами место главных дизайнеров года Maison & Objet заняли их бразильские коллеги. К чему клонят организаторы? Вероятнее всего, нынешний год станет временем переосмысления материалов, используемых в дизайне. Да и вообще, пора снять чопорные маски и немного расслабиться.

Главное правило южноамериканских дизайнеров — идея на первый план, ее воплощение  — на второй. То есть, решив соорудить кресло из мягких игрушек (Banquete), уже не так важно, какие звери примут в этом участие: медведи, зайцы или динозавры. То же самое можно сказать и о знаменитом стуле Favela, как будто наспех сколоченном из деревяшек непутевым подмастерьем. Кресло Vermelha образовано перепутанными веревками, наброшенными на каркас. Кампана уверены, что простые понятные материалы быстрее найдут отклик в сердцах людей, нежели мебель из труднопроизносимых компонентов.

Братьев вдохновляет сам процесс превращения всякого старья в объекты, несущие новые функцию и философию. Они вполне отражают тот хаос, что встречается на улицах их родного Сан-Паулу, поэтому за вдохновением дизайнерам ходить далеко не приходится. Другое дело, что их порой инфантильный, порой совершенно оторванный от жизни дизайн пришелся по душе более консервативным в этом деликатном вопросе французам. Сложно определить, что почетнее — быть титулованными Maison & Objet или приглашенными реставрировать один из главных музеев страны — d'Orsay. Однако Кампана получили оба приза.

Реклама на dsnews.ua

Благодаря художественной мысли бразильцев простенькое бистро, находившееся напротив известного музейного циферблата, превратилось в современное залитое глянцем Cafе de l'Horloge. Вдохновившись стеклодувом-модернистом Эмилем Галле, дизайнеры в свойственной им игривой манере создали трибьют ар-нуво. К реставрации художественного музея также был привлечен японский гуру органического дизайна Токуджин Йошиока. И какое совпадение — Йошиока в этом году назван дизайнером года Maison & Objet в номинации design а vivre. Если звание "дизайнер года", которого удостоились Кампана, отсылает к вкладу, который лауреат внес в мир дизайна (при том, что человек по профессии может быть и не пром­дизайнером вовсе), то design а vivre — это горячая точка.

Такое признание говорит о том, что работы дизайнера уже обрели автор­ский стиль и поражают воображение падких на все консьюмеров. В случае с Йошиока  — это монохромная черно-белая палитра, созданные в большей степени самостоятельно материалы и четкая органическая тематика. Многие работы японца представлены на выставках в прототипном виде для красоты и демонстрации возможностей инженерии, а в продажу уже поступают в приземленном варианте: не в бумажной обивке, а в привычной — для ежедневного пользования. Вот и скамейку для зала импрессионистов в музее Токуджин изваял из слитка прозрачного стекла, придав ее поверхности эффект зяби. Maison & Objet отдал восточному гению 400 кв. м пространства в холле №8, позволив развернуться его фантазии сполна.

Машина времени

Шесть молодых гостей в ряды участников холла Talents a la carte в этот раз привел Арман Хадида — основатель старейшего концепт-стора французской столицы L'Eclaireur, 30 лет назад перевернувшего правила ретейла с ног на голову. Арман выбрал мастеров своего дела: специалистов по работе с перьями, графикой, формами и пространством. Их любопытные изделия собрались в холле №7, привлекая внимание гостей одновременно и к организации точки продажи, и к креативу как таковому. "Распробовав" тему, организаторы Maison & Objet в этом году решили продолжить сотрудничество с AKDV — дизайн-агентством, специализирующемся на продвижении магазинов.

Этой зимой бюро предложило очередные 16 концепций успешного ретейла, детально остановившись на модели концепт-стора и примерах интерактива с покупателями. Среди горячих решений: медиафасады, необъятные зеркала и детекторы движений. Не обошлось и без экологических аллюзий. Эта тема актуальна всегда, поэтому AKDV рекомендуют демонстрировать все ее аспекты разом: будь то перерабатываемые пакеты, отчисления от продаж в фонд помощи работающим женщинам Мозамбика или закупка сырья исключительно в странах, нуждающихся в экспортной поддержке.

Обо всем этом нужно сообщать покупателям, они должны чувствовать себя частью глобального движения. В этом году дизайнеры притормозили и вместо изобретения наностульев решили поностальгировать по классике. Кстати, для облегчения выбора многие производители предложили тотал-луки, то есть по аналогии с одеждой уже готовый комплект из мебели, напольного покрытия, света и аксессуаров, который после покупки остается только перевезти на точку.

Довольно футуристических форм и неэвклидовых конструкций. Пришло время пересмотреть спокойные предметы интерьера. Кураторы предлагают повернуть время вспять: на место глянцевых поверхностей и фрактальных форм теперь пришли патина и геометрия. Очевидно, что такой тренд напрямую связан с ручной обработкой и авторским подходом. Люди желают подчеркнуть индивидуальность, но и быть уверенными в долгой и востребованной жизни их приобретений. Консьюмеризм уже не в моде.

    Реклама на dsnews.ua