• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Европа ушла в себя

Реклама на dsnews.ua
Европа сделала первый шаг к спасению от долгового кризиса. На прошлой неделе 25 из 27 стран ЕС договорились об ужесточении требований к своим госбюдже

Европа сделала первый шаг к спасению от долгового кризиса. На прошлой неделе 25 из 27 стран ЕС (за исключением Великобритании и Чехии) договорились об ужесточении требований к своим госбюджетам и подписались под жесткими санкциями за их невыполнение.

Хотя согласованный документ еще не ратифицирован парламентами европейских стран, однако уже сейчас ясно, что с этого года Старый Свет развернет глобальную программу экономии. По самым оптимистическим прогнозам, она затянется до 2020 г., пессимистическим — до 2030 г.

Ее суть — сделать европейскую экономику максимально замкнутой, т. е. минимизировать импорт товаров и услуг с внешних рынков и развивать внутренние производства, наращивая ВВП и создавая рабочие места. Так что хотя глобальная стабилизация экономической ситуации в ЕС Украине и на руку, однако новая европейская политика может создать дополнительные проблемы нашим экспортерам.

Решено спасаться

Два ключевых решения саммита Евросоюза 30 января — утверждение требования к максимально допустимому уровню госдолга (до 60% ВВП) и снижение планки дефицита госбюджета с 3 до 0,5% ВВП. Нарушение данных нормативов повлечет за собой штраф в размере 0,1% ВВП страны. В обмен на эти ограничения европейским странам будет предоставлено больше свобод по части управления внутренними экономиками: они смогут не согласовывать с властями ЕС нововведения по части торговли и не утверждать у них каждую новую квоту и пошлину, как сейчас.

Важным моментом также стала договоренность о создании новой антикризисной структуры — Европейского стабилизационного механизма (European Stability Mechanism, ESM). На первый взгляд, он ничем не отличается от Европейского фонда финансовой стабильности (European Financial Stability Facility, EFSF), основанного в мае 2010 г.: структура финансируется за счет взносов 27 стран ЕС и направляет свои средства на спасение европейских стран от долгового кризиса.

Новорожденный ESM, как и EFSF, станет копилкой Старого Света на черный день. Однако есть и два принципиальных отличия: новая организация будет постоянно действующей, а не временной структурой (EFSF создавался на три года), соответственно, и взносы в нее будут регулярными, а не разовыми. Кроме того, предполагается, что ESM станет наполняться еще и за счет штрафов, уплачиваемых нарушителями бюджетного пакта, согласованного на саммите Европейского Союза.

Реклама на dsnews.ua

Сразу по нескольким краеугольным вопросам европейцы так и не смогли договориться. На 1 марта 2012 г. перенесено утверждение устава ESM и окончательное решение о размере уставного капитала Европейского стабилизационного механизма. Будут рассматриваться три цифры: 500 млрд евро, 750 млрд евро и 1 трлн евро.

На неделю члены ЕС отсрочили и решение "греческого вопроса": новую договоренность о списании госдолга Афин перед частными инвесторами, предоставление очередного пакета финансовой помощи и утверждение дополнительных мер по стабилизации экономики страны.

Летом 2011 г. Евросоюз списал грекам 50% долгов, однако они не в состоянии платить даже по оставшимся 50% и выпрашивают "скидку" уже в 70%. В противном случае Греция пугает Старый Свет полномасштабным дефолтом в марте 2012 г., который может вылиться в новый финансовый коллапс в Европе.

И, наконец, самое главное, о чем так и не смогли договориться участники саммита: сколько времени отводится европейцам для выполнения новых бюджетных требований и каким будет механизм вывода стран-неудачников из ЕС.

Так что до сих пор неясно, сколько раз могут применяться штрафы к нарушителям согласованного пакта и в какой момент большая европейская семья сможет избавляться от балласта. По словам председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, окончательную версию соглашения предполагается подписать в марте 2012 г.

Бедные спасители

На первый взгляд, более всего бюджетный пакт выгоден его авторам — Германии и Франции. Их не раз называли "локомотивами", вытягивающими экономику Старого Света из глубокой бездны, так что им и их электорату успела надоесть роль "спасителей". В апреле 2012 г. Николя Саркози попытается во второй раз стать президентом Франции, а Ангела Меркель в 2013 г. попробует в третий раз переизбраться на пост канцлера Германии. И наверняка оба назовут европейский пакт своим главным политическим достижением: ведь он позволяет снять с экономик их государств ярмо в виде стран-банкротов, регулярно выпрашивающих списания по старым долгам и новые кредиты, и заставит тех туже затянуть пояса.

Правда, уже из предварительных итогов 2011 г. видно, что авторы нового соглашения сами очень далеки от выполнения своих бюджетных требований. Вместо 60% ВВП госдолг Германии на 1 января 2012 г. составил 81,7%, а Франции — вообще 85,4%. У немцев получше дела с дефицитом госбюджета: по итогам прошлого года он составляет 1% ВВП, так что они укладываются в действующее пока 3%-ное требование, однако не дотягивают до 0,5% ВВП, прописанные в новом пакте. У Парижа дела и вовсе плохи: в лучшем случае госбюджет-2011 сведут с дефицитом 5,3% ВВП, в худшем — 5,4% ВВП.

Так что "локомотивам" европейской экономики придется серьезно ужаться, чтобы в ближайшие несколько лет хотя бы сколько-нибудь приблизиться к поднятой планке. Например, французские власти уже заявили о планах по сокращению дефицита госбюджета-2012 на 7 млрд евро и всего на 65 млрд евро к 2016 г., чтобы к 2017 г. выйти на бездефицитный бюджет. Для этого было решено с 60 до 62 лет повысить пенсионный возраст, временно увеличить налог с доходов компаний (с оборотом свыше 250 млн евро), поднять льготную ставку налога на добавленную стоимость (с 5,5 до 7%) и ввести налог на финансовые операции (0,1%).

Разумеется, электорату Николя Саркози такая антикризисная программа не пришлась по вкусу. И не исключено, что это будет стоить ему президентского кресла уже нынешней весной.

К сокращению затрат и усилению фискального давления сводится и экономическая стратегия Ангелы Меркель: здесь и планы по введению пошлины на воздушное сообщение, налогов на ядерное топливо для энергетических концернов и на финансовую деятельность. Одновременно правительство уменьшает ассигнования на социальные нужды (пособия по безработице и уходу за детьми). За счет увеличения налоговых поступлений немцы планируют с 48 до 27 млрд евро сократить в этом году объемы заимствований.

Благодаря же всей программе экономии госказна, по подсчетам чиновников, сможет сэкономить к 2014 г. около 80 млрд евро, то есть больше трети ежегодного госбюджета Германии (на 2012 г. он утвержден с доходом 306 млрд евро). У бюргеров крайне скромные претензии на текущий год: согласно расчетам Немецкого института экономических исследований (DIW) рост ВВП страны составит лишь 0,6% против среднегодового показателя в 1,1% за последние пять лет.

При этом экономисты допускают даже спад экономики Германии в первом полугодии и прогнозируют ее выравнивание во втором. Ее сильной стороной останутся мощная промышленность (машиностроение, химическая, легкая) и большой экспортный потенциал, слабой — высокие затраты на модернизацию по-прежнему слабой восточной части страны (бывшей ГДР, ежегодные вливания в которую достигают 100 млрд евро).

Ставка на себя

На текущий момент требования нового европейского пакта выполняют только три страны Евросоюза: Швеция с дефицитом бюджета 0,2% и госдолгом 36,3% ВВП, Эстония с самой низкой в ЕС долговой нагрузкой (5,8% ВВП) и дефицитом казны в 0,2% и Норвегия, знаменитая своим профицитным бюджетом (10,6% ВВП) и госдолгом в 49% ВВП. Всего бюджетные требования после их ратификации национальными парламентами европейских стран будут нарушать 22 государства, а долговые — 14.

Хуже всего экономические показатели выглядят у четверки проблемных стран, подложивших свинью Евросоюзу в 2010–2011 гг. Европейцы даже сложили их в язвительную англоязычную аббревиатуру — PIIGS: Португалия, Италия, Ирландия, Греция и Испания. Чтобы только начать стабилизацию своих экономик, правительствам этих государств уже недостаточно одной тотальной экономии на зарплатах госслужащих, социальных выплатах и повышения налогов, им придется провести несколько глобальных реформ.

Одну из них на прошлой неделе анонсировал глава испанского правительства Мариано Рахой — реформу банковского сектора. Мадрид рассчитывает нарастить свой ВВП за счет активного увеличения кредитования бизнеса — на 50% за 2012 г. "Но для этого нужно сначала решить ключевую проблему финансового сектора — проблему невозвратов по ранее выданным кредитам. Их объем на текущий момент составляет 176 млрд евро. Вообще испанская экономика очень зависима от кредитования: активы ее банковского сектора более чем втрое превышают ВВП страны и составляют 3,6 трлн евро", — объяснил аналитик британского инвестфонда Barclays Capital Торстен Полляйт. "А потому наверняка потребуется еще и финансовая поддержка со стороны Европейского центробанка и МВФ.

И не только Испании, а сразу нескольким странам", — дополнил его аналитик инвестгруппы "АРТ Капитал" Олег Иванец. Власти же Италии недавно взялись за разработку административной реформы, суть которой сводится к поддержке малого и среднего бизнеса: минимизации разрешительных процедур при создании и дальнейшей работе небольших предприятий.

Ставку на развитие малого и среднего бизнеса в 2012 г. сделали практически все страны Старого Света. И, кстати, именно для того чтобы поддержать небольшие компании, лидеры Евросоюза на саммите 30 января договорились упростить внутреннее регулирование: правительства европейских стран смогут больше не согласовывать нововведения по части торговли и не утверждать каждую новую квоту либо пошлину.

За счет квотирования, развития внутренних производств и создания новых рабочих мест европейцы рассчитывают хотя бы частично решить проблему с безработицей, обострившуюся в прошлом году. В 2011 г. без работы остались 16,5 млн трудоспособных жителей ЕС — 10,4% населения. Это рекордный показатель для еврозоны с 1998 г. Чаще всего на биржу труда обращались жители Испании (без работы осталось 22,9% граждан), реже — Германии (6,7%).

"По мере роста экономической активности в ФРГ увеличивался спрос на сотрудников, правда, главным образом на высококвалифицированных. Так что мы наблюдали миграцию рабочей силы: только за первую половину 2011 года к нам приехало работать на 20% больше европейцев, чем за аналогичный период 2010 года", — поведала министр занятости Германии Урсула фон дер Лайен.

Европейская переориентация

Реакция украинской экономики на тотальные преобразования в Старом Свете будет позитивной, правда, только поначалу. "Для наших экспортеров и импортеров было бы хуже, если бы ЕС не пытался предпринимать антикризисные меры, а пустил бы все на самотек", — заверил

заместитель председателя правления по инвестиционному бизнесу ПУМБ

Дмитрий Юргенс

.

"В процессе торговли Украина получит больше выгоды от сильного евро, курс которого укрепят экономические реформы, чем от девальвированного. К тому же нельзя забывать, что наш металл активно закупается Италией и улучшение ситуации в этой стране и в Евросоюзе в целом даст стимул для увеличения нашего экспорта", — дополнил его президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Впрочем, уже со второй половины 2012 г. украинские компании могут пожалеть о стабилизации экономической ситуации в ЕС. Особенно если она будет достигаться путем активного развития внутреннего производства, как планируется сегодня.

"Ведь если Европейский Союз начнет внешними квотами и пошлинами поддерживать своих производителей, то украинские экспортеры рискуют потерять часть контрактов в Старом Свете. И нашим компаниям в срочном режиме придется искать новые рынки сбыта", — отметил в беседе с "ДС" директор казначейства ПАО "ДИВИ Банк" Алексей Козырев.

По данным Евростата, в прошлом году Украина активнее всего продавала в 27 стран ЕС товары народного потребления — 33,3% всего экспорта в Европу, на втором месте были полезные ископаемые (21,7%), на третьем — сырье (21,5%).

Ожидается, что наши экспортеры начнут пробиваться на новые рынки уже во втором полугодии 2012 г. Мало кто верит в то, что сколько-нибудь серьезно наращивать экспорт к себе позволит Россия, с которой украинские власти не перестают препираться по политическим и экономическим вопросам.

Куда более перспективными для нашей страны могут стать Бразилия и Индия, которым прочат рост экономик и потребления в этом году: на 7 и 5% соответственно. Пока объемы украинских продаж в эти государства находятся на крайне скромном уровне: в Индию — 2,8% всего экспорта (1,07 млрд евро), в Бразилию — 0,7% (271,4 млн евро). На текущий момент большая часть наших товаров и услуг продается в Россию — 26,2% и страны ЕС — 25,5%.

Хрупкое доверие

Финансовые рынки позитивно отреагировали на результаты европейского саммита

Сразу после появления официальных заявлений руководства Евросоюза французский фондовый индекс CAC 40 поднялся на 1%, немецкий DAX 30 — на 0,22%, а британский FTSE 100 — на 0,19%. Евровалюта подорожала с $1,3143/евро до $1,3177/евро. "Оптимизм рынков был связан не только с договоренностями ЕС, но и с ожиданиями позитивного решения греческих проблем. Если бы это произошло, реакция финансовых рынков была бы еще сильнее", — объяснил ситуацию стратег австралийской корпорации Westpac Banking Джонатан Кэвенаг.

Международные рынки и дальше продолжат реагировать на новости из Старого Света. Если руководство Евросоюза все-таки найдет общий язык с лидерами Греции и подпишет новую программу спасения страны-должника на этой неделе, как было заявлено, то произойдет новый всплеск котировок. Фондовые индексы вырастут еще на 1–2%, а курс евро поднимется до $1,319–1,32/евро. Чего не стоит ждать в 2012 г., так это сколько-нибудь затяжного и устойчивого движения вверх.

"Долгое снижение курса евровалюты будет крайне сложно резко развернуть. Ведь доверие инвесторов к европейским властям сильно подорвано. После принятия полного пакета антикризисных мер должно пройти время, чтобы евро вернулся к прежним позициям", — отметила в разговоре с "ДС" начальник управления денежных и финансовых рынков VAB Банка Наталия Шишацкая.

Перспективы евровалюты на 2012 г. напрямую зависят от окончательного утверждения и успешной реализации антикризисной программы ЕС. Если европейцы выполнят ее хотя бы на 70–80%, то курс евро может достигнуть $1,34–1,38/евро. В противном случае он может просесть ниже $1,20–1,25/евро.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Александр Печерицын, Начальник отдела анализа финансовых рынков ПАО "ИНГ Банк Украина"

Экспортеры ухудшат платежный баланс. Сокращение спроса на товары и услуги в ЕC, несомненно, отразится на потенциале украинского экспорта в данный регион. Соответствующим образом ухудшится и платежный баланс нашей страны, который по итогам 2011 г. и так оставляет желать лучшего: если в 2010 г. его профицит достиг $5,031 млрд, то в прошлом году дефицит составил $2,4 млрд.

Негативно на платежном балансе Украины отразится и сокращение ликвидности на нашем финансовом рынке: европейские банки, которым до 1 июля нужно выполнить новые требования по капитализациии (испытывающие дефицит ликвидности), начали сокращать финансирование дочерних структур в Украине. И, соответственно, сократили их возможности по кредитованию и развитию украинских компаний.

Мария Беззубова, Директор по маркетингу, стратегическому анализу и планированию компании OSTCHEM

Сокращение агросубсидий ударит по химической промышленности

На текущий момент около 30% затрат евробюджета направляется на поддержку программ в аграрном секторе региона. Ежегодно фермеры в странах ЕС получают порядка $55 млрд в виде субсидий (до 25% в виде прямых субсидий).

Если в рамках программы уменьшения дефицита бюджета власти Европейского Союза пойдут на сокращение данной статьи расходов, то это может отразиться на объемах закупок удобрений, в том числе и у украинских компаний химической промышленности.

    Реклама на dsnews.ua