• USD 41.1
  • EUR 45.1
  • GBP 52.7
Спецпроекты

Франция в плену популизма. Почему обречены правительства Макрона

Объявлявшего об отставке премьера Лекорню президент Макрон назначил руководить правительством снова. Одна из причин — не так просто найти на этот пост политического камикадзе

Реклама на dsnews.ua

Четыре причины, почему французские политики зашли в тупик

Первая причина: выборы без победителей. Летом прошлого года президент Эммануэль Макрон допустил ошибку, последствия которой испытывает и он, и все французы. 6-9 июня состоялись выборы в Европарламент, на которых во Франции первенство получило ультраправое "Национальное объединение" Марин Ле Пен, а центристы Макрона позорно провалились. Незадолго после того, как экзит-поллы продемонстрировали преимущество ультраправых, президент Франции объявил о роспуске парламента и досрочных выборах.

Его решение критиковалось за поспешность и популизм. Эксперты указывали, что из-за роспуска парламента Макрон потеряет многих союзников. Прогнозы и соцопросы отдавали первенство партии Ле Пен. Там уже строили планы на правительство во главе с Жорданом Барделлой — 28-летним выходцем из семьи иммигрантов с внешностью киноактера, хорошими манерами и навыками убедительного трибуна. А еще — ТикТок-звездой. Удачное использование этой соцсети Калином Джорджеску и Джордже Симионом в Румынии, молдавскими политиками на последних выборах — не их ноу-хау, а копирование опыта любимчика Ле Пен Барделлы.

Птица удачи, которая была в руках ультраправых после первого тура досрочных парламентских выборов, неожиданно полетела на противоположный полюс — к левым. Социалисты, "зеленые", коммунисты и левые радикалы из "Непокоренной Франции" шли совместным блоком "Новый народный фронт". Из 577 мест в Национальном собрании он получил 182 мандата. Блок Макрона "Вместе за республику" получил 168 мест, а партия Ле Пен стала лишь третьей со 143 мандатами. Явку на выборах называли феноменально высокой — 66,7% во втором туре. В итоге в парламенте образовалась ситуация, в которой был заложен глубокий кризис — никто не мог сформировать коалицию.

Сразу после выборов прогнозировали вынужденное единение либералов Макрона с левыми, однако у последних есть умеренные силы, а есть радикальные. "Непокоренная Франция" во главе с популярным политиком Жан-Люком Меланшоном получила 74 мандата и золотую акцию в блоке левых. У социалистов — 59 мандатов. Договариваться с либералами ультралевые отказываются.

Вторая причина: Франция — долговая королева Европы. Государственный долг Франции составляет более 3,3 триллиона евро или примерно 114% ВВП. Это самый высокий показатель в еврозоне. Также самым высоким в еврозоне является дефицит бюджета Франции, составляющий от 5,4 до 5,8% ВВП. Правительства, которые формировались после выборов 2024 года, заявляли о необходимости экономии для уменьшения дефицита хотя бы до 4,6%. Но эти планы каждый раз сталкивались с критикой популистов из крайних идеологических лагерей, ведь предполагали замораживание социальных расходов. Особенно активно пинали чиновников леваки. Вместе с профсоюзами они в сентябре провели масштабные акции протеста по всей стране, требуя отказаться от экономии за счет социальных урезаний. Риторику защиты трудящихся поддерживали и ультраправые.

Без сокращений государственных расходов в 2026 году положение экономики Франции, к слову, второй по величине экономики еврозоны, ухудшится. Очевидно, ожидание именно такого развития событий делает еще более неуступчивыми крайних левых и крайних правых. Они не скрывают желания досрочных выборов. Минимум парламентских, максимум президентских. Давление разнополюсных идеологических лагерей для создания революционной ситуации в стране — третья причина политического кризиса. Поэтому не удивляет, что "Национальное объединение" и "Непокоренную Францию" не зовут на переговоры по поводу очередного правительства. Нет смысла.

Реклама на dsnews.ua

Четвертая причина — непопулярность Макрона. Его рейтинг доверия падает не первый месяц, а в октябре он вообще рухнул до рекордных 14%. Согласно опросу компании Elabe по заказу издания Les Echos, 82% респондентов сказали, что не доверяют действующему президенту, в том числе 59% — совсем не доверяют. Другой опрос показал: 70% граждан Франции хотят отставки Макрона после быстрого окончания работы правительства Себастьена Лекорню. Хотя после длительных консультаций отставника и вернули в кресло, низкий уровень доверия к президенту влияет на уровень доверия к предлагаемым им главам правительства и их намерениям в должности.

Чем завершились переговоры о новом правительстве

В просуществовавшей полсуток правительственной команде Лекорню преобладали министры предыдущего правительства Франсуа Байру. Собственно это одна из причин недовольства умеренных левых, с которыми новый премьер планировал договориться о ситуативном сотрудничестве. Кроме того, социалисты и "зеленые" требуют от членов правительства уступок в сторону социального популизма. К примеру, камнем преткновения уже давно является пенсионная реформа, левые требуют ее пересмотреть, а лучше — отмены. Им поддакивают и правые из партии Ле Пен, потому что тема социально важная.

С момента объявления об отставке Лекорню Макрон искал точки соприкосновения с депутатами, в пятницу он провел с ними консультации. После них оптимистично заявил о возможности избежать роспуска парламента. На фоне роста рейтингов ультралевых и ультраправых перевыборов не хотят не только центристы, но и умеренные левые. Несмотря на серьезные разногласия с макронистами, последние понимают, какой катастрофой для Франции закончится триумф крайних радикалов. Да и быть приемышами Меланшона тяжеловесы французской политики социалисты не желают.

Обозреватели во время переговорного процесса отмечали два момента. Во-первых, Макрон должен пойти на уступки умеренной левой оппозиции и перетрясти кадровый состав следующего правительства, не назначать туда людей, к которым накопилось много претензий. Во-вторых, более или менее продолжительное пребывание в премьерском кресле возможно для той фигуры, в которой французские избиратели с либеральными взглядами будут видеть потенциального преемника Макрона на этом идеологическом фланге. Таким считают Лекарню. После объявления об отставке соцопросы давали ему хорошие рейтинги. Либерально настроенные избиратели хотят видеть уже сейчас, кто составит конкуренцию Барделле от ультраправых и Меланшону от ультралевых на выборах главы государства. Премьерство — хороший трамплин в президентство. Учитывая, что Лекорню — друг Украины и в должности министра вооруженных сил сделал многое для оказания нам военно-технической помощи, украинцам такой глава правительства в союзнической стране — импонирует.

Если и в этот раз у Макрона не сложится с правительством, все громче будут звучать требования оппонентов об его отставке. Или, по крайней мере, о досрочных парламентских выборах. Если в 2024 году основания для роспуска парламента были сомнительными, то для роспуска нынешнего состава Национального собрания основанием может служить его неспособность к длительному компромиссу. Впрочем, эксперты предпочитают другой сценарий — правительства меньшинства будут меняться до следующих президентских выборов. Между двумя турбулентностями — неустойчивыми правительствами, но без выборов и выборами с последующим управлением ультраправых или ультралевых — Макрон предпочтет первый вариант. Пусть и с еще большим падением рейтинга. Он все равно в 2027 году баллотироваться не сможет.

    Реклама на dsnews.ua