Гражданство и справки о легализации. Почему Фукса подозревают в связях с ГМС
Утром 16 мая СБУ сообщила о подозрении олигарху Павлу Фуксу. Что же известно об этой истории и всплывут ли в ней новые интересные детали?

Напомним, что санкции против Павла Фукса по решению СНБОУ были введены еще 24 июня 2021 года, до полномасштабного вторжения России в Украину. Правоохранительные органы Украины в действиях олигарха видели планомерную антигосударственную политику и угрозу государственным институтам. Фукс пошел в суды, а накануне российского вторжения сбежал. В этот раз бизнесмену инкриминируют неуплату налогов. Хотя фактически букет статей у него гораздо больше. Пока СБУ расследует факт захвата предприятий, которые, по данным следствия, планомерно разворовывались — опустошались их счета, средства выводились через подконтрольные офшорные компании. В общей сложности фигурирует сумма хищений на около 100 млрд. грн. Но следует понимать, что Фукс не мог этого сделать без взаимодействия с государственными чиновниками.
В этой связи показательной представляется история с его российским гражданством. Олигарх предоставил справку, что подданства страны-агрессора у него нет, а ГМС ее приняла. Тщательно ли проверяли в миграционной службе правдивость этой бумажки? Наверное, нет. Существует предположение о связи Фукса с руководителем ГМС Киева и Киевской области Вячеславом Гузем. Его замечали в окружении олигарха, в частности, его можно увидеть в расследовании журналиста "Украинской правды" Михаила Ткача ( на видео, начиная с 13 мин. 40 сек.).
Вячеслав Гузь — земляк Фукса, уроженец Харькова, в свое время работал в должности коммерческого директора в ряде компаний. После назначения министром МВД Арсена Авакова он перешел на государственную службу в ГМС, где дослужился до начальника управления в Киеве и Киевской области, даже несмотря на громкие скандалы. В 2019 году стало известно о его связях с российским криминалитетом. Тогда Гузь оказался в ресторане, где сидел за столом в компании российских криминальных авторитетов и воров в законе. Когда оперативники схватили гостей из Ростовской области, оказалось, что среди них — украинский чиновник. Который очень беспокоился и просил под оперативную камеру куда-то позвонить. Однако эту историю замяли.
Несмотря на скандалы, Гузь не только не лишился должности, но и усилил свое влияние. С ним связывают Наталию Науменко, главу ГМС, Дмитрия Лемеша, его заместителя, и еще целый ряд фигур в государственных органах. А все ниточки ведут к Фуксу. Поэтому неудивительно, что в ГМС закрывают глаза на сомнительные справки о якобы отсутствии у подсанкционного олигарха российского подданства.
В контексте выше сказанного отдельного внимания заслуживает Дмитрий Лемеш — земляк Фукса и Гузя. С последним пришел в миграционную службу Киева и Киевщины. А в Харькове работал в милицейском отделе по борьбе с оборотом наркотиков. О бурной деятельности харьковских "борцов с наркоманами" хорошо известно по журналистским расследованиям. В одной из таких публикаций рассказывается об успешном бизнесе по продаже сильнодействующих веществ, таких как героин и амфетамин. За что наш "герой" был уволен и попал в государственный розыск. Однако убежал и вернулся домой, когда страсти утихли. В криминальных кругах это называется "порешал вопрос".
С Лемешем связаны и другие освещавшиеся в СМИ резонансные скандалы. В настоящее время он находится под следствием за неправомерное предоставление гражданства мигрантам из России и Центральной Азии. Но это не мешает ему и дальше пребывать на должности.
Впрочем, вернемся к Фуксу и Гузю. Второй вроде бы был замечен в Англии на дне рождения первого. И это несмотря на то, что в стране война, выезд госслужащих за границу ограничен и должен строго контролироваться. Кем? Да той же ГМС.
Кому война, а кому мать родна. Это крылатое выражение отлично подходит для характеристики отдельных наших миграционников. Они могут не только решать, кому разрешается, а кому не разрешается пересекать границу, но предоставлять гражданам справки о временном или постоянном проживании в Украине, продолжать действие таких справок. А кто проверяет, кому и по какому основанию предоставляются эти документы. На этом можно сколотить немалые доходы. Говорят, за оформление гражданства и легализацию иностранцев миграционники столицы и столичного региона из подконтрольных миграционных юристов просят от $50 тыс. до $500 тыс.
И это лишь небольшая часть того, чем отличился Гузь. По крайней мере, то, о чем известно из открытых источников. На самом деле таких историй много. Похоже, подсанкционный Павел Фукс не только не потерял влияния в Украине, но и усилил его. В том числе из-за своих людей в ГМС. Выше речь шла о легализации иностранцев, но трудно даже представить, сколько можно положить в карман за отзыв гражданства или разрешения на проживание. Все те, кто не играет по правилам "платы и получай разрешение", рискуют быть лишены права на жительство в Украине. А еще это оружие в руках акул бизнеса: закажи отзыв гражданства у конкурента или заблокируй для него пребывание в стране или выезд из нее — так можно уничтожать целые бизнесы.
Предположим, появился вор в законе или бизнесмен, увеличивающий свое влияние и создающий конкуренцию пророссийским группам. Которых у нас, к сожалению, еще хватает. Ну или интересам Фукса. И вот такое лицо лишают права пребывания в Украине, высылают за ее пределы. Хуже всего — доказать, что ты не верблюд, будет очень сложно.
Очевидно, президенту Владимиру Зеленскому и руководителю его Офиса Андрею Ермаку следует обратить внимание на деятельность ГМС. Во-первых, давно пора почистить государственные структуры от сомнительных и скандальных чиновников. Пока в стране военное положение, сделать это можно оперативно и жестко. Во-вторых, очищения от пророссийской агентуры требуют украинцы. А к народу нужно прислушиваться. В-третьих, наше государство со временем может столкнуться с проблемой, когда с ним будут судиться люди, которых незаконно лишили права проживания в Украине и безосновательно депортировали. Изнуренной войной стране еще не хватало выплачивать значительные суммы обиженным, которые будут выигрывать иски в Европейском суде по правам человека.