• USD 41.6
  • EUR 44.8
  • GBP 53.6
Спецпроекты

Игра Эрдогана. Как Турция превращается в новый мировой центр силы

Если кому-то нужны доказательства, что глобальные правила игры изменились, может посмотреть на Турцию. В отличие от Дональда Трампа, который пока еще только грезит о "Великой Америке", Реджеп Тайип Эрдоган уже полным ходом реализует свой план расширения военного присутствия в Азии и Африке

Реклама на dsnews.ua

Сирийский плацдарм

Самым наглядным свидетельством успехов Эрдогана стали события в Сирии два месяца назад, когда группировка "Хайят Тахрир аш-Шам", которая базировалась в Идлибе возле границы с Турцией и опиралась на турецкую поддержку, за 11 дней покончила с режимом Башара Асада, сначала взяв Алеппо и затем дойдя до Дамаска. Сейчас Сирия фактически превратилась в турецкий доминион или, как минимум, в военного союзника Турции, и это имеет два важных последствия.

Во-первых, сирийско-израильская граница — это теперь фактически турецко-израильская граница. Напомним, что Израиль оккупирует сирийские Голанские высоты с 1967 года. После падения режима Асада армия Израиля вошла в буферную зону вокруг Голанских высот, и израильские танки оказались в 25 км от Дамаска. Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан потребовал от Израиля прекратить оккупацию Голан. 6 января газета The Jerusalem Post сообщила, ссылаясь на отчет, подготовленный экспертами по заказу израильского правительства, что Израиль должен подготовиться к прямой конфронтации с Турцией, потенциально более опасным врагом, чем Иран.

Во-вторых, у Эрдогана появилась возможность провести военную операцию против курдской автономии на северо-востоке Сирии (в Западном Курдистане) под предлогом ее связей с Рабочей партией Курдистана, которая уже 40 лет ведет вооруженную борьбу против турецкой власти в Северном Курдистане (на юго-востоке Турции). Как напоминает катарский телеканал Al Jazeera, у Турции уже есть военные базы на севере Сирии, близ госграницы. Они призваны защищать страну от курдских формирований.

4 февраля новый лидер Сирии Ахмед аш-Шараа прибыл в Анкару, где встретился с Эрдоганом. Аш-Шараа заявил, что страны работают над совместной стратегией "по противодействию угрозам безопасности в регионе" и "над созданием стратегического партнерства". Турецкий лидер сказал, что обсуждалась совместная борьба с курдскими ополчениями на северо-востоке Сирии, а также вывод армии Израиля с Голанских высот.

В тот же день ряд медиа сообщили, что стороны разрабатывают оборонный пакт. Агентство Reuters рассказало, что благодаря этому пакту Турция сможет создать свои военные авиабазы в центральной Сирии, использовать сирийское воздушное пространство в военных целях и взять на себя ведущую роль в обучении войск новой армии Сирии. Один из источников агентства уточнил, что возможными местами расположения авиабаз являются военный аэропорт в Пальмире и авиабаза сирийской армии T4 возле поселка Тиас.

Оба населенных пункта находятся в провинции Хомс в центре страны, в 60 км друг от друга. Сейчас тамошние военные объекты принадлежат ВВС Сирии. Но ранее на этих базах наблюдалось российское присутствие. В частности, российская авиация использовала Тиас как аэродром подскока.

Реклама на dsnews.ua

Источник Reuters пояснил, что Анкара хочет создать там базы в качестве послания курдским бойцам на северо-востоке Сирии, известным как Отряды народной самообороны (YPG). Турция угрожала военным наступлением на YPG, но воздержалась, поскольку ведутся переговоры о судьбе курдских сил. Другой источник, чиновник турецкого министерства обороны, сообщил Reuters, что в конце января турецкие и сирийские военные делегации обменялись мнениями о том, "что можно сделать в вопросах обороны и безопасности, особенно в совместной борьбе с террористическими организациями, которые представляют угрозу как Сирии, так и Турции". "Наши встречи продолжатся в рамках потребностей, которые возникнут в предстоящий период", — добавил он.

Турецкая газета Türkiye накануне приезда Аш-Шараа в Анкару писала, что Турция разместит на двух новых базах в Сирии 50 истребителей F-16, "чтобы предотвратить любые атаки, которые могут нанести ущерб суверенитету страны, пока не будут сформированы сирийские ВВС". Конечно, это сигнал не только курдам.

"Анкара намерена играть важную роль в новой Сирии, заполняя вакуум, оставленный главным региональным сторонником Асада Ираном, — отмечает Reuters. — Расширение турецкого влияния может спровоцировать соперничество с арабскими государствами Персидского залива и стать проблемой для Израиля".

Также Турция видит в Сирии свой экономический придаток. Как отмечает Al Jazeera, турецкие транспортные и производственные компании все чаще рассматривают планы расширения в Сирии.

Усиление турецких позиций в Сирии происходит на фоне ослабления российских и американских позиций. Пока что Россия сохраняет военно-морскую базу в порту Тартуса и авиабазу рядом с портом Латакия. Обе находятся на берегу Средиземного моря, более чем в 150 км от Тиаса и Пальмиры. Судьба российских баз сейчас в руках Эрдогана, и для него это разменная монета в геополитических торгах с Путиным.

США имеют в Сирии базу Аль-Танф возле границы с Иорданией и Ираком. По данным Пентагона, по состоянию на декабрь 2024 года в Сирии находилось примерно 2 тыс. американских военных. 5 февраля телеканал NBC News сообщил, что Трамп и приближенные к нему чиновники выразили заинтересованность в выводе всех американских войск из Сирии, и это побудило Пентагон разработать планы полного вывода через 30, 60 или 90 дней. "Мы примем решение по этому поводу. Мы не вмешиваемся, мы не вовлечены в Сирию. Сирия — это свой беспорядок. У них там достаточно проблем. Им не нужно, чтобы мы были втянуты в каждую из них", — так 30 января ответил Трамп журналисту, который спросил его о выводе войск США из Сирии.

От Ирака до Ливии

Турция имеет военные базы не только в Сирии, но и в ряде других стран Азии и Африки. В частности, еще в 2007 году Турция подписала соглашение с Ираком, которое включает разрешение турецкой армии преследовать боевиков Рабочей партии Курдистана на севере Ирака. С тех пор Турция обзавелась в Ираке множеством военных баз с общей численностью военнослужащих до 10 тысяч. В конце декабря 2023 года Эрдоган заявил: "До прихода весны мы завершим инфраструктуру наших вновь созданных баз (на севере Ирака) и сделаем так, что террористы не смогут ступить в этот регион". Он подчеркнул, что за последние годы Анкара построила сотни километров дорог на севере Ирака для постоянных баз Турции в регионе. "Мы осуществляем такую же деятельность в новых местах, которые мы контролируем", — добавил он.

В 2014 году Турция договорилась о создании военной базы в Катаре в Персидском заливе. В ноябре 2019 года Эрдоган сообщил, что строительство базы завершено. Там размещены 5 тысяч турецких солдат. В июле 2024 года Турция усилила свое присутствие в Катаре: туда отправились два турецких патрульных корабля и шесть истребителей F-16.

Кроме того, за последние 10 лет Турция укрепилась как минимум в трех африканских странах: Сомали, Чаде и Ливии. В 2017 году была открыта база TURKSOM в столице Сомали Могадишо. Там размещены 2 тысячи турецких солдат. При этом компания Turkish Petroleum получила право на разведку нефти у берегов этой страны. В сентябре 2024 года агентство Bloomberg сообщило, что Турция хочет создать в Сомали полигон для испытания баллистических и космических ракет. Программа баллистических ракет Анкары требует испытаний на большом расстоянии, а расположение Сомали на восточной оконечности материковой Африки идеально подходит для стрельбы в направлении Индийского океана, сказали источники агентства. По их словам, поскольку эта страна расположена на экваторе, она прекрасно подходит также и для будущего космодрома.

28 ноября 2024 года правительство Чада объявило о разрыве военного соглашения с Францией. Французским военным пришлось покинуть эту африканскую страну. Военная база Фая-Ларжо возле границы с Ливией была передана армии Чада 26 декабря 2024 года, а военная база Абеше возле границы с Суданом — 12 января 2025 года. Последние французские военные покинули страну 31 января. Вместо них обосновываются турки. Международное радио Франции (RFI) сообщило в своем репортаже, что турки уже присутствуют на базе Файя-Ларжо и вскоре могут появиться и в Абеше. Впрочем, это не означает военное присутствие в истинном смысле. Там находятся скорее технические специалисты, отвечающие за внедрение беспилотных летательных аппаратов Bayraktar, приобретенных Чадом.

"Турция становится все более привилегированным партнером африканских армий. Природа не терпит пустоты, и Турция, имеющая большие амбиции в Африке, уверенно заявляет о себе во многих странах. Сила Анкары заключается в предложении "все включено": военная техника от ее высококонкурентных компаний, таких как Bayraktar для беспилотников или Otokar для бронетехники, финансирование, обучение, а также воздушные перевозки. За последние годы Turkish Airlines открыла десятки направлений в Африку", — констатирует RFI.

В январе 2020 года турецкие войска начали размещаться в Ливии. В феврале 2021 года издание Independent Türkçe сообщило, что турецкие вооруженные силы имеют военный контингент на авиабазе Аль-Ватия на западе Ливии, недалеко от границы с Алжиром и Тунисом. Работы по расширению базы привели к предположениям, что там могут быть размещены турецкие истребители F-16. Для защиты базы используются зенитно-ракетные комплексы средней дальности MIM-23 Hawk XXI PIP3, также поставленные Турцией.

В этой стране тоже понятен экономический интерес Анкары. Полмесяца назад министр нефти и газа Ливии Халифа Реджеб Абдулсадек подтвердил, что Ливия заинтересована в создании стратегического партнерства с Турцией в области энергетики. "Мы объявили тендер на разведку нефти и газа в нашем регионе. У нас есть множество совместных проектов", — отметил он.

Давно известно, что Эрдоган мечтает о построении "тюркского мира". И эти планы реализуются. Примечательно, что в октябре прошлого года министерство образования Турции внесло изменения в школьную программу. Теперь термин "Центральная Азия" заменят "Туркестаном" в рамках нового подхода к истории. Эрдоган подчеркнул важность единства тюркского мира: "Мы будем работать плечом к плечу, чтобы сделать предстоящий период эпохой тюрков, распространяя наше видение "Века Турции" на Организацию тюркских государств".

Но, как видим, его планы этим не ограничиваются. Он хочет стать новым центром силы в гораздо более обширном регионе. Конечно, Турция еще не может конкурировать по геополитическому весу с США и Китаем. Но с Россией или, скажем, лидерами Евросоюза — уже вполне.

    Реклама на dsnews.ua